По темпам своего роста российский рынок прессы является одним из признанных мировых лидеров, да и в международной системе координат выглядит совсем неплохо. При этом темпы роста отечественного рынка медиарекламы многократно опережают и мировые показатели, и рост национального ВВП. К 2010 году его объем прогнозируется на уровне $11,3 млрд., против $5 млрд. ныне. А рынок рекламы в прессе вплотную приблизится к $2,5 млрд. Существенно ускорился и процесс превращения печатных СМИ России в эффективный бизнес, что, в частности,подтверждает и быстро растущий интерес к нему со стороны отечественного и иностранного капитала. Если совсем недавно этот интерес носил преимущественно политический характер, то в последнее время доминирует мотив приобретения издательского бизнеса ради прибыли. В условиях растущей конкуренции быстро меняется и стратегия ведущих медиакомпаний, которые стремительно превращаются в многопрофильные холдинги, включающие в себя, по сути дела, все известные типы СМИ, и не только их. Аналитики уверены, что в ближайшие годы в России будет образовано и построено несколько миллиардных по капитализации медиаимперий. В первую очередь ими, наверное, станут «Первый канал», ВГТРК, «Газпром-Медиа» и «Проф-Медиа», а вплотную приблизятся к этому рубежу еще порядка трех-четырех крупных медиахолдингов страны. Подобное строительство требует масштабных инвестиций, привлечение которых, как известно, в основном осуществляется за счет стратегических инвесторов, долгового финансирования и размещения акций. Особую привлекательность в этом смысле приобретает размещение IPO на Лондонской бирже, которое, в том числе, способствует быстрому росту капитализации компаний, а значит, капитализации страны и росту ее авторитета в мире. Из медиакомпаний России на рынок IPO в 2005 году успешно вышли RBC и Rambler, после чего их акции продемонстрировали отличную динамику роста, доказав тем самым свою привлекатель- ность для инвесторов. В феврале текущего года на Лондонской бирже состоялось размещение IPO компании Trader Media East – издателя газеты «Из рук в руки», которое принесло ей $650 млн. Уже объявлено о планируемом размещении IPO дочерней компании группы «Видео Интернешнл» – «Видео Интернешнл Тренд», занимающейся продажей рекламы на региональном телевидении. Нечто похожее ожидается и в самой России. Так что процесс пошел, и, вне сомнения, он будет быстро набирать обороты. Доля медиаактивов государства на российском рынке прессы последовательно сокращается. Самым либеральным в этом смысле является рынок общефедеральной периодики, где число государственных изданий меньше количества пальцев на одной руке.
Российский рынок печатных средств массовой информации в 2005 году продемонстрировал динамичный качественный рост. Было реализовано печатных изданий на сумму $2,18 млрд. (включая бесплатное распространение), в том числе, на $570 млн. по подписке. Кроме того, за этот период пресса освоила $1,39 млрд. рекламных средств (из $5,01 млрд.). В совокупности российский рынок периодической печати (распространение и реклама) в 2005 году достиг $3,57 млрд., а объем инвестиций в него составил более $1,2 млрд.(против $1 млрд. в 2004 году).
Геннадий КУДИЙ,начальник отдела периодической печати ФПМК:
На региональных рынках ситуация выглядит несколько сложнее, но и там чисто государственных изданий немного. В регионах преобладают либо частные издания, либо издания с относительно небольшой долей государственного участия. Таким образом, необходимые предпосылки для того, чтобы и на региональном уровне в скором времени возобладала федеральная модель развития, имеются. В течение 2005 года на рынке прессы Российской Федерации наблюдалась невиданная ранее активность, связанная с покупкой-продажей медиаактивов и последующим созданием или развитием медиахолдингов. В начале прошлого года за $185 млн. собственником ИД «Индепендент Meдиa» стала финская Sanoma. Чуть позже 50% акций ИД Родионова приобрели металлургический олигарх Искандер Махмудов и его партнер Андрей Бокарев. В свою очередь ИД Родионова купил журналы «Компания»,«Крестьянка» и присматривается к холдингу «Совершенно секретно». Группа «Промсвязькапитал» приобрела конт- рольные пакеты акций газеты «Труд» и, вкупе с прежними активами («АиФ»,«Медиа-Пресса» и др.), тоже занялась созданием крупного медиахолдинга. Газета «Известия» перешла в собственность медиахолдинга «ГазпромМедиа», который в середине 2005 года сам был продал Газпромбанку за $1,3 млрд. В текущем году уже выставлены на продажу ИД «Экстра М Медиа»(за $100 млн.). Совсем недавно было объявлено о продаже ИД «Коммерсантъ», хотя эта сделка, на наш взгляд, носит скорее политический, чем экономический характер. И подобные примеры можно еще перечислять долго. Хотя бизнес-проектов на российском рынке прессы уже немало и с каждым днем становится больше, но в процентном отношении, особенно в газетном сегменте, они еще не преобладают. По данным Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, на конец 2005 года в Российской Федерации было зарегистрировано 50 621 печатных СМИ, из них в 2005 году – 1 657.Но регулярно издаются из них, дай бог,половина. Кроме того, количественный рост печатных СМИ в России по-прежнему не сопровождается сколько-нибудь адекватным ростом числа читателей,тиражей и физических продаж. Правда, объемы рыночных печатных изданий,равно как и цены на них, за последние два года выросли значительно. Побудительным мотивом здесь, прежде всего, является рост количества рекламы (особенно в журналах), что вынуждает издателей увеличивать число полос, чтобы соблюсти установленный законодательством Российской Федерации о СМИ баланс между рекламными и не рекламными материалами в пропорции 40% на 60%, не потеряв при этом рекламные доходы. А некоторые из них даже пошли на перерегистрацию своих изданий в рекламные. Наряду с изменением читательских приоритетов молодежи и большой естественной убылью коренного населения страны – в массе своей активных читателей, заменить которых в этом качестве мигранты обычно не в состоянии, потеря традиционной прессой своих позиций, безусловно, связана и с быстрым ростом информационной и рекламной роли онлайновых СМИ. По данным Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, по сравнению с 2004 годом количество пользователей Интернета в России в 2005 году увеличилось с 18,5 до 22 млн. человек (или на 19%). Интернетом в стране сегодня пользуется каждый шестой россиянин, а парк домашних персональных компьютеров в РФ составляет уже более 17 млн. единиц. К этому следует добавить 108 млн. российских абонентов мобильной сотовой связи, которая тоже быстро эволюционирует в сторону универсального онлайнового СМИ и очень популярна в данном качестве среди молодежи. Средний возраст российского пользователя Интернета – 30 лет. Наибольшую численную группу (35%) составляют пользователи в возрасте 18–24 лет. К сожалению, все эти тенденции наблюдаются на фоне таких негативных явлений, как падение социальной и просветительской роли периодической печати в обществе, старение аудитории «серьезной прессы», недостаточный уровень развития медиаизмерений ее рынка, экономическая и политическая зависимость значительной части российской периодики от органов власти и других групп влияния, неадекватность налогообложения периодической печати, связанной с образованием, наукой и культурой, ее социальной значимости. Одна из главных проблем этого, по нашему мнению, связана с нехваткой кадров. Точных и выверенных данных о количестве журналистов в стране нет. Но, по нашим подсчетам, в отрасли печатных СМИ их работает никак не меньше 110 тыс. человек. Как минимум 40% из них имеют профессиональное образование, а остальные – преимущественно высшее гуманитарное. Количество журналистов со средним образованием не превышает 5% от их общего количества. А ведь есть еще телевидение, радио и он-лайн! Иными словами – это огромная армия с большим общественным и творческим потенциалом. Тем не менее, сейчас ощущается острый недостаток специалистов, подго- товленных для работы в рыночных условиях, особенно в регионах, причем это касается как журналистики, так и менеджмента. Значительное количество специалистов СМИ продолжает жить по-старому: издания, где они работают, получают средства из бюджета, имеют льготы и привилегии, освещают не то, что считают нужным, а то, что надо их хозяевам. Обычно такие специалисты не стремятся к работе в рыночной системе, да и не умеют, как правило, это делать. Есть и проблема эффективности выступлений прессы. В современной России она весьма незначительна. Можно, конечно, сказать, что во всем повинны чиновники. Но дело не только в них. Лет 15 назад люди писали журналистам, требуя защиты и помощи – всего того, чем должно было заниматься государство и чего оно не могло или не хотело им дать, причем обычно такую защиту и помощь получали. С тех пор многое изменилось. Пришли другие времена. На вооружение взяты иные принципы. В результате чего, к сожалению, доверие к прессе у наших граждан упало до критически низкого уровня, как и качество самой журналистики. И в этом, прежде всего, повинны сами журналисты. Свобода слова у нас, безусловно, есть, хотя попытки что-то привнести в Закон «О СМИ», чтобы обуздать прессу, предпринимаются постоянно. Это с одной стороны. А с другой, нельзя не заметить, что наша пресса очень успешно дрейфует в сторону первой древнейшей профессии, т.е. стала настолько «рыночной», что в массе своей даже не сумела воспользоваться тем историческим шансом и той свободой слова, которые ей дала новая Россия, чтобы поднять журналистику на новый уровень влияния. Вместо этого на первый план вышло добывание денег – причем, любым путем. Конечно, в рыночной экономике пресса не может не жить по рыночным законам. Зарабатывать надо, и желательно – достаточно для обеспечения своей независимости. Только вот не всегда можно согласиться с тем, как пресса это делает. Если говорить собственно о распространении, то надо констатировать, что рынок розничного распространения периодической печати в России в основном сложился. Правда, темпы роста физических объемов продаж прессы в последние годы невелики, но организация розничной торговли периодикой в стране улучшается. Одновременно функционирует обширный рынок распространения бесплатной прессы, где циркулирует большое количество корпоративных, муниципальных, рекламно-информационных и рекламных изданий, что продажам платной прессы не способствует, но деваться от этого некуда. Но главная причина проблем розницы не в этом. Как отмечалось в докладе президента АРПП Дмитрия Мартынова, рынок розничного распространения прессы в стране пока во многом архаичен и непрозрачен. На нем никак не приживаются конечные розничные цены на издания, единые по стране или хотя бы в масштабах одного региона. Ощущается острая нехватка точек розничных продаж прессы, должным образом не выстроена логистика их деятельности и т.д. Одной из важнейших, если не основной причиной всего этого является отсутствие на российском рынке распространения печатных СМИ действенных механизмов саморегулирования, основанных на общепризнанных и выполняемых сторонами правилах взаимоотношений между издателями и распространителями. И основная вина здесь лежит на издателях, которые преимущественно предпочитают действовать каждый сам по себе. Поэтому усилия АРПП, предпринимаемые в этом направлении уже не первый год, заслуживают всяческой поддержки и оцениваются Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям высоко. Но никакое государство отладить систему саморегулирования на рынке розничного распространения прессы не в состоянии. Оно может только помочь. Надеюсь,однако, что в текущем году на этом направлении все-таки состоится прорыв, поскольку время для него пришло. Далека от совершенства и система подписки на периодическую печать. О ее проблемах тоже постоянно говорится немало, но дела с подпиской из года в год только ухудшаются. Несмотря на то, что «Почта России» летом прошлого года ввела новую методику образования доставочных цен на подписные издания, основанную на их весе и единую для всей страны, на общую ситуацию с подпиской это повлияло слабо. Объем подписного тиража, собранного на первое полугодие 2006 года, сократился на 2,8%. По большому счету, в этом повинны все участники процесса, включая государство, т.к. осмысленная государственная поддержка института подписки на периодику для населения, как социально значимой услуги, в стране практически отсутствует. С этим согласны все. Но дело как-то должно быть сдвинуто с мертвой точки, причем совместными усилиями. Полагаем, что вывести систему подписки на периодическую печать в Российской Федерации из затянувшегося кризиса можно лишь посредством специальной федеральной целевой программы ее развития как социального инструмента, обеспечивающего реализацию конституционных прав граждан России на свободу слова и доступность любых печатных средств массовой информации на всей территории страны ■ |