Самарский рынок прессы насыщен и высококонкурентен. На заполненном информационном пространстве работает ряд крупных медиахолдингов, чьи СМИ традиционно лидируют в своих сегментах.
Традиционность расстановки сил – одна из особенностей газетного сектора Самары. Мониторинги прессы не первый год фиксируют стабильность лидеров по объему аудитории среди ежедневных и еженедельных изданий города. "Комсомольская правда" - в нише информационных ежедневных газет. Телегид "Телесемь" – в сегменте еженедельников. При этом конкуренция, что и понятно для города-миллионника, актуальна практически во всех печатных нишах. Выходят несколько местных общественно-политических ежедневных газет: «Волжская заря», «Самарские известия», «Самарская газета», «Волжская коммуна». В спектре СМИ еженедельной периодичности – информационные, рекламные, развлекательные, специализированные, ведомственные издания как сетевого ("Аргументы и факты", ЖИЗНЬ за всю неделю", "Московский комсомолец", "Работа сегодня" и др.), так и "локального" характера ("Репортер", "Социальная газета", "Самарский Советникъ»", "Будни", «Пульс Поволжья», «Вечерняя Самара», «СтройГазета», «Семь верст», «Новости рынка недвижимости», «Время: События. Мнения. Тенденции», "АвтоКурьер», «Бизнес Неделя», «Хронограф» и др.).
Широко представлен рынок газет бесплатного распространения, на котором работают телегиды («TV-Press Программа»), информационные СМИ (городской еженедельник "Молния"). В списке основных бесплатных рекламных газет – издания с тиражами свыше 200 тыс. экз.: «Ваш выбор — Вся Самара" (тираж 250 тыс. экз.), «В каждый дом» (200 тыс. экз.), «TV-Press Неделя» (250 тыс. экз.). Востребованность аудиторией этих СМИ, как показывают исследования, постоянна не первый год – они традиционно входят в рейтинговую десятку местных еженедельников. Хотя с учетом того, что рекламные "бесплатники" рассчитаны практически на одну и ту же аудиторию и предлагают почти одинаковые услуги, выживать в этой нише становится все сложнее.
Ведущие газеты бесплатного распространения Самары работают в составе издательских групп, созданных, как правило, в 90-х годах прошлого века:
- рекламно-издательский холдинг «TV-Press» (существует с 1993 г., среди проектов - газета "TV-Press Неделя» с приложением «TV-Press Программа», рекламно-информационный еженедельник «Бизнес Неделя», журнал "Самара. Журнал столицы региона");
- рекламно-издательский холдинг "Абсолют" (создан в 1998 г., объединяет ряд печатных СМИ Самары и Тольятти, в том числе рекламно-информационный проект "Молния");
- медиагруппа "Ваш выбор – Самара" (существует с 2003 г., управляющая компания медиагруппы – ИД "Компрэл" - основан в 1993 году . В списке проектов медиагруппы газеты «Ваш выбор — Вся Самара", "Ваш выбор – Регион").
Самым крупным самарским медиаигроком (по количеству СМИ) на сегодня является ООО "Медиа-Самара" (структурное подразделение финансово-промышленной группы "Волгопромгаз"). В феврале 2008 г. завершилась сделка по покупке медиагруппой двух самарских СМИ, входивших в структуру другого издательства – Корпорации "Федоров" (бесплатный рекламный еженедельник "Навигатор" и деловой журнал "Дело. Экономическое обозрение"). С учетом приобретения "Медиа-Самара" объединяет более 10 электронных и печатных СМИ региона. В том числе ежедневные газеты "Самарские известия" (Самара), "Площадь свободы" (Тольятти), еженедельные издания "Самарское обозрение", "Будни" (Самара), "Город Н-ск" (Новокуйбышевск), "Постскриптум" (Тольятти). "Выход в новые для себя ниши за счет покупки СМИ в "Медиа-Самаре" объясняют высокой конкуренцией на профильном региональном рынке, делающей реализацию проектов с нуля более дорогой, а также самодостаточностью приобретенных изданий", - пишет журнал "Эксперт-Волга".
Самарская область – лидер Приволжского федерального округа по обороту розничной торговли, рекламным расходам на душу населения, насыщенности рынка рекламы. Все это делает столицу региона центром «сетевого» притяжения - здесь представлены практически все издательства, выпускающие в России региональные сетевые проекты. Эта ситуация в равной мере характерна как для газетного, так и для журнального пространства города. С той лишь разницей, что география издателей журналов шире. Газеты с региональными вкладками в Самаре это, как правило, проекты московские. Журналы же пришли в город не только из Москвы ("Самарский бизнес-журнал", "Стройка", "Эксперт Волга" и др.), но и Санкт-Петербурга (The CHIEF, "Наши деньги", "Панорама TV"), Челябинска ("Выбирай Соблазны большого города"), Екатеринбурга ("Деловой квартал", "Я покупаю", "Банзай", "Свободные деньги", «Ремонт BLIZKO», "9 Линий", "Пульс цен") и т.д.
Рынок требует качественной печати, поэтому особо быстрыми темпами в последнее время пополняются ряды журналов. Наряду с сетевыми проектами выпускаются местные издания различной тематики. В частности, выходят деловые журналы «Дело. Экономическое обозрение», «Волга-Бизнес», журнал для первых лиц «Босс», «Бизнес и власть», журнал о строительстве и архитектуре «Новый Вавилон», шопинг-гид «Я продаю», общественно-политический «Самара. Журнал столицы региона», городской «Город. Люди», журналы «Агро-Информ», «Самара и губерния», «АвтоМеридиан», «Глянец», «Планета красоты и здоровья», «Я и мой малыш», «Эгоист», «Строй-Инфо», «Самарский коттедж» и другие.
По оценке службы маркетинга ИД «АБАК-ПРЕСС», рекламный бюджет, собранный глянцевыми изданиями Самары в 2007 г., увеличился в более чем 2,5 раза по сравнению с 2006 г. "В большой мере прирост обеспечили московские и международные компании, пришедшие на рекламный рынок Самары. Кроме этого, ограничения в рекламе алкогольной и табачной продукции на наружных конструкциях привели бюджеты компаний, работающих в этих сегментах, в другие рекламные носители, в том числе глянцевые журналы", - говорит Екатерина Бородай, территориальный директор Группы глянцевых изданий ИД "АБАК-ПРЕСС" г. Самара. В плане самих СМИ высокий прирост бюджета обеспечили как издания, запущенные в 2007 г., так и существующие не первый год. "К примеру, лидер рынка глянцевых изданий региона – шопинг-гид "Я покупаю" в прошлом году увеличил свой рекламных бюджет на 54,2% (доля издания в рекламном бюджете города составила 22,8%). Ближайшие конкуренты «Я покупаю» по сегменту значительно отстают с долями не превышающими 10%-й отметки", - комментируют в ИД "АБАК-ПРЕСС". В целом, в 2007 г., по данным фонда "Общественная экспертиза", объем медиарекламного рынка региона составил $133,9 млн., из которых почти половину ($65,6 млн.) заработали печатные СМИ.
Светлана Салтанова
© 2008 "Экспедишн" |