Рынок прессы Санкт-Петербурга растет. Укрупняясь и сохраняя постоянство рейтинговых «имен».
Специфика петербургского информационного пространства – влияние московских медиа. Сильные местные издания есть во всех сегментах, но эксперты полагают, что создавать новые «локальные» проекты становится все сложнее – на фоне федеральных издателей региональным не хватает кадровых и финансовых ресурсов.
Тем не менее, ведущими игроками рекламного рынка петербургской прессы являются именно региональные СМИ. Свидетельство – результаты регулярного мониторинга, проводимого «Исследовательской фирмой «ГОРТИС» среди почти 40 печатных изданий города. К примеру, в первом полугодии 2007 г. по таким показателям как площадь рекламы и количество рекламных объявлений в топовый список кроме федеральной «Из рук в руки» входили газеты «Деловой Петербург», Metro, «Панорама TV», «Центр Plus», «Реклама Шанс», «Асток-Пресс». Практически те же издания находились на первых позициях в отдельных – ежемесячных – исследованиях.
Таким образом, значительная часть петербургского рынка рекламы в прессе стабильно распределяется между несколькими игроками. Сам же рынок продолжает расти. В 2007-м, по оценкам «ГОРТИС», его объем составил 4 млрд. 057 млн. 089 тыс. 120 рублей, что почти на 11% больше, чем в 2006-м.
Насыщенность отдельных газетных и журнальных ниш Северной столицы различна. В наиболее заполненных, как правило, конкурируют «сетевые» и местные брэнды. Яркий пример – сегмент телегидов. Значительная часть «доморощенных» изданий этой категории появилась в середине 90-х годов («Панорама TV», «Петербургский телезритель, «Петербургский телевик», «Программа передач телевидения и радио»). В 2001 г. в городе начал работать региональный выпуск общероссийского телегида «Антенна – Телесемь» («ИнтерМедиаГруп»), в 2006-м - бесплатный телегид Metro TV (международная издательская группа Metro International).
Еще год назад совокупный тираж телегидов в Петербурге превышал 1 млн. 700 тыс. экземпляров. Как отмечали тогда издатели, наращивать тиражные показатели в пределах города и окрестностей стало экономически нецелесообразным. В этих условиях питерская «марка» впервые появилась в других регионах – «сеть» на «миллионники» накинула «Панорама TV». В 2006-м проект «Панорама TV-Страна» стартовал в Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Перми, Самаре, Уфе, Челябинске, Ростове-на-Дону, Волгограде.
Петербургский сектор газет бесплатного распространения представлен рекламными, рекламно-информационными и массовыми информационными изданиями. Основные игроки в первом случае - «Экстра-Балт», «Центр Plus», «Асток-Пресс», «Для каждого дома», «Привет, Петербург», «Петровский курьер». Во втором - газеты «Мой район», (с 2006 г. работает и в Москве), Metro, «Утро Петербурга».
В городе довольно большое число платных информационных газет. Помимо федеральных брэндов («Известия», «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Жизнь за всю неделю» и др.) фигурирует ряд местных. В частности, «Санкт-Петербургские ведомости», «Невское время», «Смена», «Вечерний Петербург», «Вести», «Петербургский час пик». Несколько газет работает в ежедневном формате: «Санкт-Петербургские ведомости», «Вести», газеты «Балтийской Медиагруппы» (БМГ) - «Невское время», «Вечерний Петербург». С начала 2008 г. еженедельником стала и некогда ежедневная «Смена», также входящая в БМГ.
В качестве популярных деловых газет Петербурга эксперты называют еженедельники «Деловой Петербург» (ИД «Бонниер Бизнес Пресс»), «Деловая неделя» (ИД «Асток»), а также федеральные проекты «Коммерсантъ в Санкт-Петербурге», «Ведомости», The St.Peterburg Times. В 2007 г. в городе появился региональный выпуск газеты «РБК daily» - «РБК daily-Санкт-Петербург». В прошлом же году уже из Северной столицы начал движение в регионы лидер местной деловой прессы газета «Деловой Петербург»: в Краснодаре вышла «Деловая газета: юг», был открыт корпункт в Сочи. В стратегических планах издателя – присутствие в крупнейших городах страны.
Из Петербурга в другие территории продвигаются еще два СМИ, причисляемых исследователями к деловым, – журналы The Chief и «Наши деньги». В активе издания о финансах «Наши деньги» - Новосибирск, Самара, Нижний Новгород, Екатеринбург. Сеть журнала для руководителей The Chief объединяет 16 городов России. Эти же СМИ, по опросам «ГОРТИС», называются в числе наиболее заметных деловых журналов Петербурга (помимо журналов Top-Manager, «Интербизнес», «Эксперт Северо-Запад»).
«Рынок деловой прессы пойдет по пути специализации, будут развиваться нишевые издания. Возрастет роль крупных медиахолдингов, одиночным изданиям не выжить», - комментируют ситуацию специалисты «ГОРТИС». Впрочем, это характерно не только для делового «поля». Сегментация – сегодняшняя тенденция рынка, подтверждаемая как аналитиками, так и самим фактом появления новых средств массовой информации - как правило, нишевых. Причем в сфере таких СМИ чаще представлены именно региональные медиа. Например, в пространстве изданий о недвижимости работают журналы-каталоги «Квартиры в строящихся домах», «Городской каталог недвижимости. Коммерческая недвижимость», «Недвижимость в кредит», журнал «Новая квартира». Все они входят в информационно-издательский центр «Недвижимость Петербурга» - крупнейший ИД на местном рынке специализированной прессы. И это уже к слову о роли «холдингов». Помимо федеральных медиаструктур в городе функционирует ряд местных ИД, издающих по нескольку печатных СМИ. Не в одиночном плавании и ведущие глянцевые проекты. В частности, гид по развлечениям «Time Out Петербург» и журнал о городской жизни «Собака. Ru» входят в ИД «Собака»; журналы Top-Manager и Business Woman – в ИД «Top-Manager»; в медиагруппе «Агентство Экспресс Сервис» - одно из старейших информационно-рекламных изданий города «Петербург. На Невском», журнал для успешных людей «Free Тайм», журнал об архитектуре, дизайне и современном интерьере «Под ключ».
Светлана Салтанова
© 2008 "Экспедишн" |