В Архангельске выпускают много рекламных газет и экспериментируют с журналами.
Газеты
На газетном поле города работают федеральные сетевые СМИ – «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Российская газета», «Жизнь за всю неделю», «Курьер Беломорья» (ИД «Провинция»).
В списке местных изданий немало заявленных как общественно-политические. Свои газеты в этом ряду имеют региональные и городские органы власти. Администрация области и областное Собрание депутатов - учредители газеты «Волна» (выходит с 1991 г., два раза в неделю, А2 и А3, 8-16 полос, 3,5 тыс. экз.). Администрация Архангельска – учредитель городской газеты «Архангельск» (в 2007 г. газета отметила 100-летие, выпуск был возобновлен в 1994 г., выходит пять раз в неделю. Ежедневный номер – 3 тыс. экз., 8 полос. По четвергам – выпуск для областного распространения – 24 полосы, около 10 тыс. экз.). Официальные издания традиционно подписные, с меньшей долей тиража в розницу.
В числе общественно-политической прессы – старейшая газета региона «Правда Севера» (выходит с апреля 1917 г. пять раз в неделю, А3, от 8 до 32 полос, 7 тыс. экз. – ежедневный выпуск, 17 тыс. экз. – еженедельный). С 1964 г. издается областной еженедельник «Поморье». В 2000-х годах появились газеты «Правда Северо-Запада», «Северный комсомолец» и др.
Большинство общественно-политических газет – еженедельники. Сегмент, как отмечают представители изданий, сформирован и живет без потрясений. «Общественно-политические газеты не открываются. Желающих взяться за такое сложное и затратное дело нет», - констатирует Сергей Доморощенов, заместитель главного редактора «Правды Севера». «Новые игроки появляются редко, обычно это происходит в связи с выборами. Скандалы, смена издателей и собственников – явления крайне редкие, все достаточно спокойно, больших потрясений не было и нет», - говорит Алексей Шептунов, заместитель главного редактора газеты «Архангельск». «Недавно стали выходить несколько местных страниц в «Российской газете». Других новых проектов в последнее время я не видела. Если что-то и меняется, то скорее за счет трансформации старых. Например, сравнительно недавно появился еженедельник «Северный комсомолец», который создали бывшие сотрудники «Правды Северо-Запада», - отмечает Людмила Ашиток, заместитель главного редактора газеты «Волна».
Архангельская особенность – переполненный сектор рекламных и рекламно-информационных газет. По словам участников рынка, счет идет на десятки изданий бесплатного распространения. «Это нонсенс, - считает Оксана Шелуткова, директор ООО «Северное кадровое агентство» (учредитель газеты «Работа. Карьера. Бизнес»). – В Архангельске 43 бесплатных газеты рекламного характера Тиражи тех, кто распространяется по почтовым ящикам, в среднем 75 тысяч, по бизнес-центрам и кофейням – 10 тысяч». В городе не работают федеральные проекты («Из рук в руки», «Все для Вас»), поэтому рынок формируется местными СМИ: «Новая рекламная газета», «Северный Меркурий», «Наш Северный край», «Витрина», «А/я 500», «Беломорье», «Реклама Архангельской области» и др.
По словам Жанны Тепляшиной, редактора газеты «Наш Северный край» (рекламно-информационный еженедельник, 81 тыс. экз., А3, 8 полос), в последние год-полтора на рынок активно выходят специализированные рекламные газеты – посвященные рынку труда, строительства, недвижимости, здоровью, красоте. Впрочем, выйти на рынок и остаться на нем – вещи разные, поэтому в отдельных тематических нишах о конкурентной среде практически не говорят. Например, рекламный еженедельник "СтройЭкспресс" (работает с января 2004 г., 82 тыс. экз., А3, 8 полос) позиционируется как «единственное в Архангельской области специализированное издание для тех, кто хочет благоустроить свою жизнь»; газета «Работа. Карьера. Бизнес» (выходит с 2006 г., 50 тыс. экз., А4, 8 полос, бесплатное распространение по городу) - как единственное специализированное СМИ на рынке изданий о вакансиях; «АВТОгазета» (выходит с 1996 г., 16-24 полосы, 10 тыс. экз.) – как первая и единственная информационная газета, посвященная авторынку (с 2004 г. газета начала выходить в Краснодаре, тираж краснодарского выпуска 10 тыс. экз., 12-16 полос еженедельно). «Автомобильная пресса развивается вместе с автомобильным рынком. 10 лет назад мы с трудом наполняли газету меньших формата и объема, сейчас информации достаточно и для 24 полос», - отмечает Валерий Матвеев, главный редактор «АВТОгазеты». С другой стороны, по его словам, местный рынок еще не достиг объема, достаточного для существования нескольких газет одной тематики.
Без «сетевых» конкурентов в Архангельске работают газеты о ТВ – местные еженедельники «Телепрограмма АТК» (2 тыс. экз., А 4, 32 полосы) и «Губернская телегазета» (с 1994 г., около 7 тыс. экз., А3, 24 полосы).
Деловая пресса представлена «Деловой средой» (приложение «Правды Севера», выходит два раза в месяц, 8 полос, 10 тыс. экз.) и еженедельником «Бизнес-класс» (с 1999 г., 10 тыс. экз., А3, 12 полос).
Часть вышеназванных газет существует в составе издательств. Холдинг «АТК-Медиа» объединяет бесплатные рекламные газеты «Наш Северный край» и «Провинциалка (выходит с 2006 г., 40 тыс. экз., А3, 4-8 полос), еженедельники «СтройЭкспресс» и «Телепрограмма АТК». Издательский дом «Губерния» выпускает «Губернскую телегазету» и еженедельник частных объявлений «Губерния» (с 1994 г., 16 тыс. экз., 56 полос). В структуре ООО «Имидж-Пресс» - газеты «Бизнес-класс», «АВТОгазета», «Домашняя жизнь» (с 2002 г., для людей пожилого возраста, 5-6 тыс. экз., А3, 8-12 полос), «А/я 500» (с 2004 г., рекламная газета бесплатного распространения, 40-50 тыс. экз.).
Журналы
«Журналов очень много. По сравнению с прошлым годом их число увеличилось, может быть, процентов на 50», - говорит Татьяна Трудова, менеджер по рекламе журнала «Поморская столица». Точное количество работающих изданий в условиях отсутствия официальной статистики и исследований рынка определить сложно. Expedition Media удалось насчитать до 20 местных журналов. В целом в городе представлены проекты различной направленности – от отраслевых (например, «Созвездие» - издание для поставщиков нефтегазовой отрасли), специализированных («708-й на связи» - издание ГИБДД, «Семь мостов» - свадебная тематика, «Уютный дом», «Большой справочник потребителя»), рассчитанных на определенную аудиторию (бизнесменов, женщин, молодежь) до досуговых (Los-Angelsk, Magazine), позиционирующихся как городские («PROГород») и общественно-политические («Поморская столица»).
Однако количество СМИ еще не показатель их «поголовного» качества и стабильности сегмента. Журнальный рынок Архангельска находится на этапе экспериментов: актуальными остаются вопросы полиграфии, контента, правильного определения читательской аудитории и самой выживаемости изданий.
Активное зарождение местного глянца – явление последнего времени. Еще пять лет назад ситуация была совершенно иной. «В 2002-ом наш журнал стал первым глянцевым изданием в Архангельске, - рассказывает Ольга Туркина, издатель областного женского журнала «Настроение». - Основными нашими конкурентами на тот момент были бесплатные газеты. Возможно, мы своим бурным развитием спровоцировали глянцевый бум в городе. По крайней мере, после нас журналов появилось много. Сегодня рынок в большей степени представлен рекламными буклетами со стандартной бесплатной дистрибуцией. На нем достаточно тесно. Игроки появляются, но тех, кому удается остаться и сохранять периодичность выхода, единицы».
По мнению Людмилы Антоновой, шеф-редактора журналов «Итоги» и «Деловой формат», в городе перенасыщен сектор изданий для потребителя товаров и услуг и в меньшей степени заполнена ниша журналов b2b.
СМИ, заявленных в качестве деловых, несколько:
- «Архангельский Бизнес-журнал» (региональный выпуск федерального «Бизнес-журнала», выходит с февраля 2006 г., два раза в месяц, 5 тыс. экз., распространение – подписка и адресная доставка в офисы, администрацию области, мэрии Архангельска, Северодвинска и Новодвинска, а также кофейни, рестораны, самолеты авиакомпании «Аэрофлот-Норд», подписчики и каналы распространения в городах Северодвинск, Новодвинск, Нарьян-Мар, Мирный, Онега),
- «Поморская столица» (работает с 2003 г., от 100 стр., распространяется платно – по подписке в редакции, бесплатно - в Архангельске, области и Ненецком АО, в вагонах повышенной комфортности Северной железной дороги, в самолетах авиакомпании «Аэрофлот-Норд»),
- Статусный ежегодник «Итоги» (выходит с 2001 г., до 300 стр., 8 тыс. экз., А4, адресная доставка в органы власти разного уровня и руководителям коммерческих предприятий, самолеты авиакомпании «Аэрофлот-Норд», распространение – на деловых мероприятиях, в том числе в других регионах;
- «Деловой формат» (в сентябре 2007 г. выпущен пилотный номер, планируемый тираж – 3 тыс. экз., периодичность с 2008 г. – ежемесячно, объем – до 40 стр., издание для руководителей малого и среднего бизнеса об эффективных бизнес-технологиях, распространяется среди руководителей предприятий в Архангельске и Архангельской области).
Все эти журналы работают в структуре издательств. «Архангельский Бизнес-журнал» входит в издательство «Настроение», выпускающее журналы «Настроение» (10 раз в год, до 112 стр., А4, подписка и розница) и «Десерт» (молодежный, работает с июня 2005 г., периодичность - четыре раза в год, 7 тыс. экз., А5+, бесплатное распространение в институтах, лучших кофейнях Архангельска и области). «Поморская столица» - это СМИ издательства «СК-Россия» (в 2008-м компания готовит к запуску новые проекты – бортовой журнал и журнал с распространением в аэропортах России). «Итоги» и «Деловой формат» выпускают в группе компаний «ОМ-медиа».
«Деловая пресса в Архангельске востребована, и сегодня насыщенность СМИ такого типа вполне соответствует степени развития регионального рынка: ниша заполнена настолько, насколько это необходимо читателю», - считает Светлана Корельская, главный редактор «Архангельского Бизнес-журнала». При этом основными факторами, сдерживающими развитие деловой прессы, по ее мнению, являются: нехватка профессиональных журналистов, дизайнеров и верстальщиков; инертность региональной власти (в настоящее время это препятствие удается преодолевать за счет притока молодых специалистов в областной департамент экономразвития). Продвижению журналов на территории региона препятствуют высокие тарифы «Роспечати», недостаточное развитие альтернативных служб доставки, а также отсутствие информации о медиарынках и читательских предпочтениях в городах и районах области.
На фоне «увлечения» бесплатным распространением можно отметить архангельский пример ставки на розницу и подписку – журнал «Настроение». Делать проект, «за который голосуют рублем», это принципиальная и, судя по пятилетнему сроку существования журнала, оправданная позиция его создателей. Важная составляющая успеха, по словам Ольги Туркиной, в четком понимании целевой аудитории издания: деловые, активные, успешные женщины 25-45 лет. «Мне кажется, будущее за узким сегментированием, - прогнозирует завтрашний день журнального Архангельска издатель «Настроения». - Востребован может быть журнал любой тематики. Главное, правильно выбрать целевую аудиторию. И чем она уже, тем лучше, потому что с большим тиражом в маленьком городе конкурировать трудно. Это особенно актуально на перспективу – когда в регион придут сильные сетевые проекты». Пока Архангельск практически обделен их вниманием. Препятствие – в недостаточных масштабах города (население – от 350 тыс. чел.) и его рекламного рынка. Но рано или поздно «сетевики», освоившие более крупные региональные центры, здесь действительно появятся. А это и регулятор пресловутой «перенасыщенности» и проверка качества локального издательского бизнеса.
Светлана Салтанова
© 2007 "Экспедишн" |