Астраханские издатели называют свой рынок конкурентным, но не прогнозируют его активного развития в будущем.
В начале 2007 года в Астраханской области было зарегистрировано почти 200 СМИ, из них около 140 – печатных. К сотне наименований приближалось число газет, к четырем десяткам – журналов.
Число работающих изданий значительно скромнее. «В области наблюдается тенденция к сокращению газетного рынка. Реально действуют, наверное, чуть больше половины зарегистрированных СМИ, в том числе около 20 областных газет», - отметил Леонид Хают, заместитель генерального директора издательского дома «Каспий». Стагнацию на газетном пространстве подтверждает и официальная статистика. На 1 января 2005 г. в области зарегистрировано 96 газет, столько же – на 1 января и декабрь 2006-го. Показатели открывающихся СМИ «поглощаются» показателями закрывающихся. Например, на 2006 г., по информации Нижне-Волжского управления Россвязьохранкультуры, на 44 новичка пришлось 24 «ушедших» по суду или решению учредителя.
Если верить цифрам, прирост печатной составляющей информационного поля обеспечивают журналы. Но опять же – большей частью на бумаге. На 1 января 2005-го в области зарегистрировано 22 журнала, к началу 2007-го – 35. При этом «живых» проектов, по подсчетам опрошенных Expedition Media астраханских издателей, - немногим более 10.
Газеты
«По основной направленности астраханские газеты можно условно разделить на четыре основные группы, - поясняет Леонид Хают. - К первой относятся издания информационные - «Астраханские ведомости», «Волга», «Горожанин», «Комсомолец Каспия», «Факт и компромат», «Миг». К ним вплотную примыкает группа, куда входят региональные выпуски крупных столичных издательских домов: «Жизнь за всю неделю. Астрахань», «Хронометр. Астрахань», «Аргументы и факты». Основу третьей группы составляют рекламные и рекламно-информационные газеты: астраханский выпуск «Все для Вас», «Проспект», бесплатная газета «Рек-Тайм» и газета бесплатных объявлений «Из рук в руки». К четвертой группе относятся специализированные и тематические издания, пресса телевизионных новостей (еженедельник «Все каналы ТВ-ТРАНК» с недавнего времени объединенный с газетой «Проспект», региональное издание общероссийского телегида «Телесемь»), ведомственные газеты и ряд других».
Общую картину отражают результаты исследований компании «Консалтинг АБВ» (www.consulting-abv.ru), изучающей медиапредпочтения астраханцев с 2003 года. По итогам мониторинга, проведенного в июле 2007 г., в числе наиболее популярных у жителей Астрахани газет находятся:
- федеральные: «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Телесемь», «Спид-Инфо», «Моя семья», «Оракул», «Здоровье и жизнь», «7 Дней», «Фабрикант», «Российская газета», «Спорт», «Совершенно секретно», «Московский комсомолец», «Труд», «Коммерсант», «Из рук в руки»;
- местные (областные и городские): «Волга», «Комсомолец Каспия», «Хронометр. Астрахань» (ИД «Провинция»), «Жизнь за всю неделю» (региональный выпуск), «Наша газета», «Телесемь» (региональный выпуск), «Житель», «Горожанин», «Все для Вас», «Рек-Тайм», «Проспект».
Первую рейтинговую тройку местных газет составляют «Волга», «Комсомолец Каспия», «Хронометр. Астрахань». Последнее СМИ, по мнению специалистов «Консалтинг АБВ», - пример изменений на местном газетном рынке: «Хронометр» выпускается с 2004 г. и почти сразу вышел на лидирующие позиции. «Комсомолец Каспия» и «Волга» - наоборот, свидетельства постоянства рынка. «Они являются ведущими изданиями на протяжении ряда лет и независимо от происходящих изменений их позиции остаются стабильными», - говорит Татьяна Бардина, начальник отдела маркетинга «Консалтинг АБВ». «Волга» - старейшая газета региона (работает с 1917 г.) и единственная ежедневная (выходит четыре раза в неделю, 11-18 тыс. экз.). «Комсомолец Каспия» издается с 1920 г., дважды в неделю (8,5-18 тыс. экз.), является ведущим СМИ ИД «Каспий» (деловой еженедельник «Астраханские ведомости», информационно-рекламный журнал «Дорогая Астрахань»).
Заполненность газетных ниш различна. Как сообщили в ИД «Каспий», деловые газеты представлены только еженедельником «Астраханские ведомости» (выходит с 1992 г., четыре полосы, 8,5 тыс. экз.). Причина такой монополии, по мнению Леонида Хаюта, – в недостаточном интересе к деловым новостям в регионе и нехватке журналистских кадров.
Сегмент рекламных СМИ – это сочетание местной («Рек-Тайм», «Проспект» и др.) и сетевой («Все для Вас», «Из рук в руки», «Стройка») прессы. «Безусловными лидерами по тиражам и привлеченной рекламе и объявлениям являются газеты «Все для Вас» и «Рек-Тайм», работающие с октября 1998-го. Большие изменения на газетном рынке произошли в октябре 2002 года. Благодаря покупке нового оборудования астраханской типографией практически все газеты стали полноцветными и смогли поднять расценки на рекламу. Летом 2004 г. рынок пополнила газета «Из рук в руки», позже, в декабре 2004 г. – «Стройка», что тоже заметно отразилось на рекламных изданиях и на изданиях, не специализирующихся на рекламе, но успешно привлекающих ее», - комментирует Мария Кужарина, заместитель директора по рекламе астраханского филиала ООО «Пресс-Юг» (газеты «Все для Вас» - 28 полос, 20 тыс. экз. и «Рек-Тайм» -120 полос, 101800 экз.).
Рынок телегидов представлен региональным изданием федеральной «Антенны-Телесемь» и астраханским СМИ «Все каналы ТВ-ТРАНК» (работает с 1997 г., газета кабельной сети «ТРАНК», 32 стр., 7,2 тыс. экз.). В мае 2007-го «Все каналы…» стали выходить одной газетой с рекламно-информационным еженедельником «Проспект» (работает с 1993 г., 16 полос, 7,5 тыс. экз.). Причина этого шага, по словам Натальи Чабыкиной, исполняющего обязанности главного редактора «Проспекта», в необходимости сокращения расходов на производство газет. Таким образом, опробован новый для Астрахани способ выживания в конкурентной медиасреде.
Из экономических соображений в начале 2000-х годов сменил приоритеты своей политики и другой местный издатель. В 2001-м учредитель общественно-политической газеты «Миг» Наиль Баширов начал целенаправленно работать со специализированной прессой. В итоге, сегодня портфель ЗАО «Концерн «Миг» состоит из еженедельника «Миг» (8 полос, 3 тыс.) и ряда тематических газет: «Астраханский турист» (выходит c 2002 г., ежемесячно, 12-16 полос, 3-5 тыс., а в сезонный летний месяц до 50.000 экз.), «Народная кооперация» (с 2006 г., 8-12 полос, один раз в два месяца, распространяется в области и в соседних регионах – Ставропольском крае, Калмыкии, Волгоградской области), «Астраханская юстиция» (с 2003 г., раз в два месяца, 12 полос, 1 тыс. экз.), «Астраханский АВТОмиг» (с 2007 г., 8 полос, ежемесячно), «Строительная Астрахань» (с 2002 г., ежемесячно, 3-5 тыс. экз.).
Интерес астраханских издателей к «нишевой» прессе растет. Один из примеров - постепенно пополняющиеся ряды газет по трудоустройству. В июне 2006 г. в городе появилась первая из них - «Астраханская работа» (3 тыс. экз., еженедельно, 12-16 полос), в 2006 и 2007 гг. - «Твой вариант-Работа» и «Работа сегодня. Астраханский выпуск». Наиболее активно, по словам Наиля Баширова, директора-главного редактора ЗАО «Концерн «Миг», в Астрахани развиваются строительный и автомобильный рынки, для которых, соответственно, работают несколько газет - «Астраханский АВТОмиг», «Автодозор», «Строительная Астрахань», «Астраханское зодчество», «Стройка» и другие.
Большая часть новичков «печатной» Астрахани (бумажных и реальных) сегодня приходится на рекламные и развлекательные газеты, ориентированные на бизнес своего учредителя. Закрытие в последнее время ряда информационных газет – «Астраханские известия», «Московский комсомолец в Астрахани», «Телеантенна» и др. подтверждает трудности местного издательского бизнеса - конкуренцию с федеральными сетями, небольшую емкость рекламного рынка, потерю за минувшие годы читательской аудитории. Как и во многих регионах для подписных газет проблематичен рост почтовых тарифов, для газет продающихся актуальны вопросы розницы. «Основная трудность для печатных СМИ – отсутствие инфраструктуры в первую очередь эффективной системы розничного распространения, - констатирует Наиль Баширов. - Фактически монополистом является «Роспечать», альтернативных общедоступных операторов нет. А у «Роспечати» витрины заполнены цветными дорогостоящими журналами, которые ей распространять выгоднее, чем газеты».
Журналы
«Журнального рынка в городе фактически нет», - заявили астраханские собеседники Expedition Media. Число изданий определить сложно. В реестре Нижне-Волжского управления Россвязьохранкультуры (www.nvroc.ru) их 40. В действительности, по неофициальным данным, с той или иной периодичностью выходят около 15-ти. Большинство - рекламно-информационные, бесплатного распространения. Заявленные тиражи от 1,5 тыс. до 8 тыс. экз.
Несколько журналов работают в секторе строительство, интерьер, недвижимость:
«Земля&Недвижимость» (журнал-справочник, выходит с 2006 г., ежемесячно, 2 тыс. экз., А4, 60 стр., с приложением «Каталог-недвижимость»),
«Триумф Аркада» (рекламно-информационный, выходит раз в два месяца),
«Современный Дом и Офис» (сетевой журнал о строительстве и интерьере, 5 тыс. экз., от 90 стр., раз в два месяца).
Ниша деловых изданий – это «Бизнес в Астрахани» (выходит с 2004 г., А-4, 7 тыс. экз.) и «Астраханский Бизнес-журнал» (региональное издание ИД «Компьютерра», в Астрахани с 2006 г.).
Свадебной тематике посвящены «Свадьба без хлопот» (первый номер вышел в январе 2007 г., периодичность – раз в год, 4 тыс. экз., А5, 64 стр.) и «Свадебный альманах». В сентябре этого года зарегистрирован журнал «Свадебная афиша».
С 1997 г. для бухгалтеров, юристов, экономистов издается «Консультант Астрахань» (еженедельник, 1,5 тыс. экз., 46 стр., А4).
С 2003-го существует информационно-рекламный журнал для семейного чтения «Формула красоты» (ежеквартально, 5 тыс. экз., в среднем 60 стр, А5).
С 2004-го выходит рекламно-информационный «Астраханский маклер» (А4, 5 тыс. экз., в среднем - 30 стр.).
С декабря 2005-го - рекламно-информационный журнал о финансах и компьютерной технике «Биржевой КомпАс» (ежемесячно, 16 стр., А4, 3 тыс. экз.).
С ноября 2006 г. - информационно-рекламный журнал о товарах и услугах для среднего класса «Дорогая Астрахань» (раз в два месяца, 3 тыс. экз., А5, от 70 стр.).
В сентябре 2006-го появился рекламно-информационный городской журнал «Джинс-CITY» (ежемесячно, 8 тыс. экз., 80 стр.).
«Журнальная ниша пока не заполнена, так как аудитория рекламодателей не приучена к качественным изданиям. В основном специфика местных журналов - строительство. Как правило, все новые журналы на 80% посвящены этой теме», - сказала Ольга Бурдонова, главный редактор «Джинс-CITY». Сам «Джинс-CITY» возник в результате объединения журналов «Город Дизайна» (архитектура, дизайн, строительство) и «Джинс» (молодежный). Сейчас освещает широкий спектр тем и в этом смысле, по словам главного редактора, остается единственным в городе.
Иное мнение у Натальи Захаровой, директора издательского комплекса «Дизайн-студия ЯТЬ» (журналы «Формула красоты» и «Астраханский маклер»). «Развитие рынка идет стихийно. Журналы периодически появляются и периодически умирают. Чаще всего открываются издания общей направленности. Ориентированных на конкретную область нет, попытки работать по одной тематике были, но закончились неудачей», - говорит она.
По мнению астраханских экспертов, слабое развитие рынка журналов – результат мощной конкуренции со стороны федеральных изданий, превосходящих местные по качеству печати, контенту, объему информации. Серьезные сдерживающие факторы – кадровый «голод» в медиаотрасли и недостаточное (для глянцевого бума) внимание к 500-тысячному городу федеральных и межрегиональных сетей – как торговых, так и издательских.
Светлана Салтанова
© 2007 "Экспедишн" |