НА ГЛАВНУЮ БАЗА ДАННЫХ О КОМПАНИИ НОВОСТИ АНАЛИТИКА  

ГИД ПО РЕГИОНАМ РОССИИ

АДЫГЕЯ республика  
АЛТАЙ республика  
АЛТАЙСКИЙ край  
АМУРСКАЯ область  
АРХАНГЕЛЬСКАЯ область  
АСТРАХАНСКАЯ область  
БАШКОРТОСТАН республика  
БЕЛГОРОДСКАЯ область  
БРЯНСКАЯ область  
БУРЯТИЯ республика  
ВЛАДИМИРСКАЯ область  
ВОЛГОГРАДСКАЯ область  
ВОЛОГОДСКАЯ область  
ВОРОНЕЖСКАЯ область  
ДАГЕСТАН республика  
ЕВРЕЙСКАЯ АО  
ИВАНОВСКАЯ область  
ИНГУШЕТИЯ республика  
ИРКУТСКАЯ область  
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ р-ка  
КАЛИНИНГРАДСКАЯ область  
КАЛМЫКИЯ республика  
КАЛУЖСКАЯ область  
КАМЧАТСКИЙ край  
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ р-ка  
КАРЕЛИЯ республика  
КЕМЕРОВСКАЯ область  
КИРОВСКАЯ область  
КОМИ республика  
КОСТРОМСКАЯ область  
КРАСНОДАРСКИЙ край  
КРАСНОЯРСКИЙ край  
КУРГАНСКАЯ область  
КУРСКАЯ область  
ЛЕНИНГРАДСКАЯ область  
ЛИПЕЦКАЯ область  
МАГАДАНСКАЯ область  
МАРИЙ ЭЛ республика  
МОРДОВИЯ республика  
МОСКОВСКАЯ область  
МУРМАНСКАЯ область  
НЕНЕЦКИЙ АО  
НИЖЕГОРОДСКАЯ область  
НОВГОРОДСКАЯ область  
НОВОСИБИРСКАЯ область  
ОМСКАЯ область  
ОРЕНБУРГСКАЯ область  
ОРЛОВСКАЯ область  
ПЕНЗЕНСКАЯ область  
ПЕРМСКИЙ край  
ПРИМОРСКИЙ край  
ПСКОВСКАЯ область  
РОСТОВСКАЯ область  
РЯЗАНСКАЯ область  
САМАРСКАЯ область  
САРАТОВСКАЯ область  
САХАЛИНСКАЯ область  
СВЕРДЛОВСКАЯ область  
СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ р-ка  
СМОЛЕНСКАЯ область  
СТАВРОПОЛЬСКИЙ край  
ТАМБОВСКАЯ область  
ТАТАРСТАН республика  
ТВЕРСКАЯ область  
ТОМСКАЯ область  
ТЫВА республика  
ТУЛЬСКАЯ область  
ТЮМЕНСКАЯ область  
УДМУРТСКАЯ республика  
УЛЬЯНОВСКАЯ область  
ХАБАРОВСКИЙ край  
ХАКАСИЯ республика  
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АО  
ЧЕЛЯБИНСКАЯ область  
ЧЕЧЕНСКАЯ республика  
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ край  
ЧУВАШСКАЯ республика  
ЧУКОТСКИЙ АО  
ЯКУТИЯ (республика САХА)  
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АО  
ЯРОСЛАВСКАЯ обл.  

АНАЛИТИКА


29.06.2007    Печатные СМИ Алтайского края

По данным Управления Росохранкультуры по Сибирскому федеральному округу на 1 апреля 2007 г. на территории Алтайского края было зарегистрировано 513 печатных средств массовой информации, в том числе 343 газеты и 128 журналов.

Реально действуют более половины СМИ: как сообщили в Управлении Алтайского края по информации и печати, в регионе выходят 280 изданий.

Государственная пресса

В районах края выходят 69 городских и районных газет. Традиционная муниципальная пресса работает в каждом городе и районе. Старейшим из этих газет - «Бийский рабочий» (г.Бийск), «Народная газета» (Каменский район) уже за 80 лет, а «Славгородским вестям» (г. Славгород») в этом году исполнится 90.

Как рассказали в краевом Управлении по печати и информации, муниципальные СМИ в большинстве районов – единственный местный печатный источник информации, частные издания присутствуют лишь в нескольких наиболее крупных городах края. Тиражи алтайских «районок» варьируются от 1,7 тыс. до 9,5 тыс. экз., суммарный тираж районных и городских газет - более 330 тыс. экземпляров. Периодичность выхода - от одного (около 10 газет) до пяти (газета «Бийский рабочий») и четырех (газета «Наш Новоалтайск») раз в неделю. Основанная масса газет выпускается трижды в неделю.

С 2008 г. местную прессу начнут переводить на «полноцвет». Пока практически вся она черно-белая, за исключением двух-трех изданий, печатающихся в два цвета, и полноцветной межрайонной газеты «Природа Кулунды – Природа Алтая».

Учредителями местных газет являются, как правило, администрации городов и районов, есть совместное учредительство с Советами депутатов и трудовыми коллективами редакций. В ближайшем будущем в соучредителях появится региональная власть в лице Управления по печати.

На сегодня администрация края выступает соучредителем трех областных газет («Алтайская правда», «Цайтунг фюр Дих», «Государственный заказ – Алтай») и двух журналов («Алтай» и «Местное самоуправление на Алтае»). Старейшая из этих СМИ «Алтайская правда» существует с 1917 г., в 2006 –м увидел свет «Государственный заказ – Алтай» (выходит два раза в неделю, 6 тыс. экз.), в процессе регистрации пока находится журнал «Местное самоуправление на Алтае».

Газеты

О печатном рынке краевой столицы его участники говорят как об активном и многообразном.

До 2006 г. с периодичностью четыре-пять раз в неделю в Барнауле выходили три газеты: «Комсомольская правда на Алтае», «Алтайская правда», «Вечерний Барнаул». С прошлого года сегмент ежедневной прессы пополнила газета «№ 1». Это уплотнило рынок алтайской информационной прессы общественно-политической и деловой направленности, представленный традиционно сильными местными, межрегиональными и федеральными брендами – той же «Алтайской правдой» с крупнейшим для региональных газет тиражом 53 тыс. экз., еженедельниками «Свободный курс», «Аргументы и факты - Алтай», «Комсомольская правда на Алтае», «Московский комсомолец на Алтае», деловыми газетами «Ваше дело», «Континент-Сибирь» и др. Помимо этого, в июне 2006-го на рынок вышел общественно-политический еженедельник «Два слова» (7 тыс. экз., распространяется по краю). В том же году образовался медиахолдинг, в составе которого кроме еженедельника «Два слова» - газеты «Торговый мост» (рекламно-информационная) и «Мой мир» (для семейного чтения). С 4 июля этого года приложением к «Двум дням» начнет выходить восьмиполосное приложение «Агромир», которое будет рассылаться по районам края.

Эксперты говорят об особой медиаактивности прошлого года. «В 2006-м рынок просто взорвался, давно мы такого не наблюдали – появились новые проекты, холдинги, образовался дефицит квалифицированных журналистов, выросли их зарплаты. Наверное, отчасти это связано с тем, что регион начал готовится к выборам», - отметила Светлана Чистякова, заместитель главного редактора газеты «Континент-Сибирь» (ИД «Сибирь-Пресс», г. Новосибирск).

На фоне изменений в нише газет общего содержания особенно устойчиво выглядит сегмент алтайских телегидов. Первыми на этот рынок вышли местные журнал «Телепарк» (с 1997 г., 60-62 тыс. экз.) и газета «Спутник телезрителя», затем - региональное издание общероссийского телегида «Антенна-Телесемь». «Сегодня лидерство в сегменте оспаривают в первую очередь «Телепарк» и «Телесемь» с приблизительно равными тиражами. Рынок уже поделен. За последние четыре года тиражи телегидов существенно не поднялись и не поднимутся, потому что количество читателей не увеличивается. Пару раз пытались запускаться новые местные телегиды, но они задерживались максимум на несколько месяцев», - прокомментировали ситуацию в редакции «Телепарка».

Рынок рекламных и рекламно-информационных газет Барнаула представлен большим количеством изданий платного и бесплатного распространения. Наиболее популярные платные газеты – «Из рук в руки», «Купи-продай». Бесплатные издания большого тиража (от 100 тыс. экз.) – «Читай, город!», «Сегодня в продаже», «Резонанс». Как отмечают эксперты, для города с населением около 600 тысяч более 300 тысяч экземпляров совокупного тиража этих изданий вполне достаточно. Поэтому сегмент бесплатной прессы в Барнауле сегодня развивается в основном за счет глянцевых продуктов.

Крупнейшей медикомпанией региона, чьи СМИ представлены практически во всех печатных нишах, является издательский дом «Алтапресс» (работает с 1990 г.). На газетном поле это еженедельник общего содержания «Свободный курс», газета для предпринимателей «Ваше дело», информационно-развлекательная газета «Маркер-Экспресс», рекламно-информационные «Купи-продай», «Читай, город!», еженедельник полезных советов «Печки-лавочки». На журнальном – информационно-развлекательный журнал «Молодежь Алтая», семейный телегид «Телепарк», шопинг-гид «Я покупаю». В 1998 г. была основана типография «Алтапресса», дочернее предприятие холдинга - ЗАО «Роспечать-Алтай».

Журналы

На алтайском журнальном рынке работают как местные, так и сетевые СМИ. Присутствуют уникальные проекты, как, например, журнал «Молодежь Алтая» - представитель достаточно редкой для России молодежной прессы. Издание было переформатировано из газеты в информационно-развлекательный журнал три года назад, сегодня распространяется бесплатно по системе фирменных стоек тиражом 14 тыс. экземпляров.

Местные («Школа успеха», «Наше дело» и др.), межрегиональные («Стратегия успеха», «Деловой мир Алтая») и федеральные («Алтайский Бизнес-журнал») проекты работают в секторе деловой прессы. По словам Светланы Чистяковой, он начал развиваться года три-четыре назад. «Думаю, причин развития две. Во-первых, в регион пришли иногородние игроки, которые простимулировали рынок, в частности, наш издательский дом «Сибирь-Пресс» с журналом «Стратегия успеха». После нас начали появляться издания именно такой тематики, некоторые первоначально были очень похожи на нас по стилю и даже верстке. Во-вторых, свою роль сыграло и общее экономическое развитие региона – деловое сообщество дозрело для таких проектов», - говорит она.

Новосибирский ИД «Сибирь-Пресс» начал работать в Алтайском крае в 2000 году. В 2003-м на барнаульском рынке появился шопинг-гид «Я покупаю» издательского дома «АБАК-ПРЕСС» (Екатеринбург). В августе 2006-го – журнал о строительстве, благоустройстве и интерьере «Современный дом и офис» ИД «Юнивер Пресс» (Екатеринбург). В октябре 2006-го – глянцевый информационно-развлекательный журнал «Дорогое удовольствие» (ИД «Русская Азия», г. Новосибирск).

По словам Ольги Швайченко, главного редактора журнала «Дорогое удовольствие в Барнауле», выход издания на алтайский рынок не был трудным. «Мы вошли в рынок достаточно спокойно. Нам было бы сложнее, работай здесь похожие издания, но их пока нет. Глянцевые журналы в Барнауле либо носят специализированный характер, либо это шопинг-гиды. Крупный региональный информационный журнал только один – наш. Но рынок развивается, и, думаю, через несколько лет здесь откроется немало журналов аналоговых «Дорогому удовольствию», - сказала Ольга Швайченко.

Список сугубо барнаульских изданий достаточно большой. Выходят краевой журнал «Алтай», городской литературный «Барнаул», журнал о сельском хозяйстве «Мой Алтай: село и город», региональный рекламный «Оптовик Алтая» и т. д. С 2004 г. как автомобильное приложение к газете «Алтайская неделя» начинался журнал «Автограф» - глянцевое издание для успешных мужчин (7 тыс. экз.). Более трех лет выпускается журнал «Ах, эта свадьба!» (от 1,5 до 2 тыс. экз.). В этом году издатель журнала – рекламно-издательская фирма «Селена» запустила еще два проекта – «Семейный доктор» (освещает вопросы семьи и брака), «ВИТРИНА. Товары от производителей Алтая». Все журналы «Селены» выходят раз в два месяца, распространяются бесплатно.

Некоторые примеры барнаульских журналов по тематическим сегментам: «Идеальная форма», «Ваше здоровье и красота» (о красоте и здоровье), «Дом. Все для строительства и ремонта», «Мебель, благоустройство, фурнитура», «Недвижимость Алтай» (строительство, мебель, интерьер, недвижимость), «Автолига», Test Drive, «Вся автомобильная правда» (автомобильные), «Монитор-Плюс» (компьютеры, оргтехника, программное обеспечение, средства связи), «Техно дом» (цифровая техника) и т.д.

В целом, в настоящее время в Барнауле издается не один десяток журналов. Спрогнозировать, какие из них останутся, а какие вскоре исчезнут, достаточно сложно – рынок находится в процессе формирования.

Светлана Салтанова,

Expedition Media

-

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ

© 2005 - 20012 "Экспедишн". Все права защищены. Информация об ограничениях
125040, Москва, 3-я ул. Ямского поля, 18. тел. (495) 783-43-44, 783-43-48, info@exp-edition.ru.