По состоянию на 30 марта 2007 г., по данным Балтийского управления Росохранкультуры, в Калининградской области было зарегистрировано 352 печатных СМИ, в том числе 234 газеты и 97 журналов.
Как отметили в Управлении, динамика регистрации новых изданий примерно одинакова – в среднем около шести СМИ ежемесячно. Выходят на рынок и остаются на нем далеко не все. С той или иной периодичностью выпускается около половины зарегистрированных медиа. Большая часть «реальных» СМИ издается в Калининграде, где сосредоточена почти половина населения области.
Газеты
В Калининграде с постоянной периодичностью выходят несколько десятков газет платного и бесплатного распространения.
Информационная пресса представлена газетами «Комсомольская правда в Калининграде», «Калининградская правда», «Аргументы и факты – Калининград», «Страна Калининград», «Московский комсомолец в Калининграде», «Калининградская антенна», «Российская газета», «Калининградские новые колеса», «Каскад-подробности», «Маяк Балтики», «Дворникъ», «Гражданин», «Известия Калининграда», «Янтарный караван», «Тридцать девятый регион» и другими. Ведущие издания рекламного сегмента – «Из рук в руки», «Ярмарка» и наиболее крупный по тиражу и объему бесплатно распространяемый «Ва-Банкъ-информ» (выходит дважды в неделю, совокупный недельный тираж – 150 тыс. экз.).
Большинство газет – еженедельники. В ежедневном режиме помимо региональной вкладки в «Комсомольскую правду» работает одно местное СМИ – старейшая газета региона областная «Калининградская правда» (издается с 1946 г., выходит пять раз в неделю, по субботам – с приложением «ТВ-Афиша», тираж – от 16,5 тыс. до 22 тыс. экз., объем - восемь полос формата А2, 24 полосы формата А3(в пятницу)).
В городе сильны позиции сетевых СМИ. Московские издательские дома пришли сюда в 90-х годах, в частности, в 1993 г. - «Московский Комсомолец», в 1996 г. – «Комсомольская правда», в 1998 г. - «Аргументы и факты», в 1999-м газету «Янтарный караван» начал выпускать ИД «Провинция». Региональным издателем большинства общероссийских газет является медиагруппа «Западная пресса» - крупнейшая издательская структура региона в составе рекламного агентства, розничной сети (более 60 киосков, свыше 300 альтернативных точек продаж), службы доставки, агентства по размещению наружной рекламы, издательско-полиграфического комплекса. По данным медиагруппы, она занимает 39% рынка продаж печатной продукции, доля на рынке рекламы в печатных СМИ области – 55%. Сегодня у «Западной прессы» девять газет и десять журнальных проектов со средним совокупным месячным тиражом более 2,6 млн. экземпляров. Газетную часть составляют: «Комсомольская правда в Калининграде» (тираж ежедневного выпуска – 18-19 тыс. экз., «толстушки» - 68 тыс. экз.), «Страна Калининград неделя за неделей» (37 тыс. экз.), телегид «Калининградская антенна» (37 тыс. экз.), «Аргументы и факты – Калининград» (13 тыс. экз.), «ТВ-программа в Калининграде» (более 112 тыс. экз.), «Ва-Банкъ – информ» (150 тыс. экз.), «Московский комсомолец в Калининграде» (3,4 тыс. экз.), «Экспресс газета» (7,4 тыс. экз.), «За рулем – Калининград» (3 тыс. экз.).
Наличие крупного игрока – одна из особенностей местного печатного рынка. Другая – достаточно большое количество информационных газет бесплатного распространения, пишущих на общественно-политические темы: «Дворникъ», «Гражданин», «Известия Калининграда», «Калининградская вечерка», «Тридцать девятый регион». По словам Дамира Батыршина, главного редактора «Калининградской правды», «бесплатники» начали появляться в городе несколько лет назад. «Почти все начинались как газеты под выборы, потом смогли закрепиться на рынке, нашли свою нишу, своих заказчиков, сегодня кто-то существует за счет рекламы, кто-то за счет спонсорства», - говорит он. Сергей Цыпленков, директор Калининградского социологического центра выделяет две причины стабильного существования в городе сразу нескольких подобных СМИ. «Во-первых, при снижении популярности платных изданий доносить рекламную информацию через бесплатные общественно-политические газеты стало выгоднее. Во-вторых, что главное, эти газеты на самом деле живут на деньги спонсоров, преследующих политические цели. Например, «Гражданин» финансируется из бюджета города, «Тридцать девятый регион» финансово подпитывается в том числе оппозиционными силами, «Калининградская вечерка» – губернаторскими кругами», - отметил Сергей Цыпленков.
По оценкам специалистов, степень насыщенности калининградского газетного пространства высока. Рынок заполнен, закрепиться на нем трудно. «Новых тенденций, по крайней мере, в последний год заметно не было. Новых газет не появилось, старые пытаются сохранить тираж. В целом спрос покрывается существующими изданиями, как специализированными, так и общего содержания», - считает Дамир Батыршин.
По мнению Сергея Цыпленкова, основные изменения местного газетного рынка будут происходить а) по линии специализированных изданий – появления СМИ, в частности, связанных с недвижимостью, финансами, экономическим анализом (в Калининграде в этих сегментах уже работают газеты «Еврорубль», «Финансы и недвижимость» и другие), б) по линии холдингов. «Хотя рынок перенасыщен, некоторые медиахолдинги не представляют себя без печатного крыла, - поясняет эксперт. - Например, телерадиокомпания «Каскад» с газетой «Каскад-подробности», или фактически образовавшийся медиахолдинг ГТРК, который пополнился еженедельником «Калининградские известия». То есть идет доформирование холдинговых структур – либо приобретается и обновляется уже существующая газета, либо открывается свежее издание. Этот процесс будет продолжаться. Поэтому, наверное, в ближайшее время произойдет некоторое перераспределение печатных СМИ. Возможно, уйдут некоторые старые и появятся новые бренды».
Журналы
Годом начала активного развития журнального рынка в Калининграде называют 2005-й. Именно в 2005-2006-х в городе появилось достаточно много разноплановых глянцевых изданий. Сегодня здесь издаются более 20 ежемесячных и ежеквартальных журналов, один или два раза в год выпускается ряд справочников.
Крупнейшей структурой по концентрации журналов является медиагруппа «Западная пресса». «Глянцевая» часть холдинга включает ежемесячные «Королевские ворота» (журнал о бизнесе и частной жизни предпринимателей и руководителей компаний региона, 3 тыс. экз.), «Калининградские дома» (об интерьере и строительстве, 3,8 тыс. экз.), «Shopping Калининград» (5 тыс. экз.), «Удачный выбор. Путеводитель по супермаркетам и торговым центрам», а также выходящий два раза в месяц журнал о досуге «Балтийский Бродвей» (7 тыс. экз.), ежегодный проект о тех, кто успешно делает бизнес в Калининграде «Топ-100» (1 тыс. экз.), специальные приложения журнала «Shopping Калининград» «Время есть» и «Индустрия красоты», ежемесячный и ежеквартальный глянцевые каталоги «Я строю и ремонтирую» и «Я покупаю мебель» (распространяются в пакете с «Калининградскими домами»).
Несколько изданий объединены под маркой «КалининградМедиа»: ежемесячный деловой журнал «Новый Кенигсберг», ежеквартальные «Рестораны Калининграда», Strong (мужской), Family (семейный), ежегодный каталог «Свадьбы».
Два журнала («Милана», «СтройИнтерьер») и несколько справочников (тематика – архитектура, строительство, автомобили, отдых, здоровье, образование) выпускает издательство «Рыцарь».
Динамика пополнения и самого появления издательств иллюстрирует вышеупомянутый период оживления рынка. К примеру, в октябре 2005-го в составе «Западной прессы» было лишь два журнала из ныне существующих. А «КалининградМедиа» начался в 2005-м с «Нового Кенигсберга».
Калининградские журналы практикуют сочетание разных форм распространения (розничная продажа, адресная рассылка, распространение на авиалиниях, подписка и т.д.). Тенденция к бесплатной дистрибуции здесь, как и в других российских городах, отмечается. Хотя целый ряд изданий, в частности «Новый Кенигсберг», «Бродвей», «СтройИнтерьер», «Shopping Калининград» и др., поступают в продажу. А в редакции «Королевских ворот», который семь лет существовал как бесплатный, сообщили о перспективе перевода журнала на подписку. «В сентябре прошлого года было принято стратегическое решение о переводе журнала на подписную основу. Привычное восприятие журнала как бесплатного подарка изменить не просто, но положительная тенеденция очевидна. Более 30% получателей офисной зоны уже заключили договоры», - сказала Юлия Нежид, шеф-редактор «Королевских ворот».
Заявленные тиражи журналов колеблются приблизительно от двух до 10 тыс. экземпляров. Реальные, как и по всей стране, не всегда соответствуют заявленным. По мнению Натальи Будоян, главного редактора издательства «Рыцарь», тиражный предел на калининградском журнальном рынке – пять тысяч экземпляров. «Я не думаю, что какой-то журнал может иметь реализуемый тираж больше пяти тысяч, это просто нереально», - уверена она. С другой стороны, тиражная динамика изданий индивидуальна, в том числе в зависимости от специфики СМИ. «Наш тираж летом пять тысяч. Шаг - 500 экземпляров по сезонам. То есть в сентябре - пять с половиной, возможно, будет шесть в силу того, что в Калининградской области у журналов подобного формата все очень привязано к сезону», - заметила Оксана Акмаева, главный редактор «Shopping Калининград».
Конкурентная среда в отдельных журнальных нишах пока еще формируется по причине становления самого рынка. «В 2005 году, когда мы начинали работать, конкурент, по сути, был один – «Мир моды в Калининграде», - говорит Оксана Акмаева. - Около года назад стали появляться глянцевые рекламно-информационные издания с похожим контентом. Но большую конкуренцию нам составляют московские издания с федеральной рекламой - в городе много дистрибьюторских компаний, которые работают именно на московских журналах типа «Космополетен», «Гламур» и прочих».
Проблемным, несмотря на присутствие нескольких журналов («Новый Кенигсберг», «Балтийский статус», «Калининградский Бизнес-журнал», PRO (Профессионал), «Калининградский Офис», частично – «Королевские ворота») считается сектор деловой прессы. «Самым трудным направлением остается деловая журналистика, - считает Юлия Нежид. - С одной стороны, мешает закрытость самих компаний, предприятий, их нежелание предоставлять актуальную информацию. С другой, острый недостаток журналистов, способных писать на экономические темы».
В сегменте развлекательно-досуговых изданий Калининграда с 2006 г. работает единственный в городе журнал-афиша «Балтийский Бродвей» (выпускается два раза в месяц, 7 тыс. экз.). В том же году открылся «Хороший вкус» (ежемесячный, 3,6 тыс. экз.). В текущем июне выпущен первый номер журнала для женщин «Милана» - результат ребрендинга журнала «Мир моды в Калининграде», выходившего с 2002 года. Как рассказали в редакции, изменился формат издания (с А4 на А5), увеличен объем (до 146 стр.), расширена тематика.
На рынке глянцевых журналов о строительстве, интерьере, дизайне в городе работают два журнала «СтройИнтерьер» (с 2001 г.) и «Калининградские дома» (с 2004 г.). Первый позиционируется как журнал для тех, кто строит и ремонтирует, соответственно, поделен на две части: о проблемах строительства и о дизайне и интерьере. Второй в большей степени посвящен интерьеру и дизайну, а также – вопросам недвижимости (журнал в журнале «Я покупаю недвижимость»). «Сегмент недвижимости Калининграда очень велик. Все, что продается на этом рынке, нуждается в рекламе, люди ничего не приобретают вслепую. Поэтому журналы такой тематики будут появляться», - говорит о перспективах изданий подобной тематики Елена Федотова, директор по развитию журнала «Калининградские дома». По мнению Натальи Будоян, в городе перспективна специализированная пресса в целом. «Профессиональные издания заняли стабильное положение и продолжат развиваться. Я не исключаю, что через несколько лет «СтройИнтерьер» разделится на два журнала – о строительстве и интерьере. Уже сейчас многие интересуются строительной тематикой, и если в журнале вокруг стройки будет все – начиная от гвоздей и заканчивая новыми технологиями строительства, его будут читать профессионалы и не только», - говорит она.
Специфика печатных СМИ Калининграда – это еще и специфика самого региона, полностью отделенного от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами. Соседство со странами, где более развита полиграфическая база, сказывается на качестве изданий. Оно высокое, поскольку калининградские журналы, как правило, печатаются в Польше или Литве. Местные типографии издателями критикуются за слабые мощности и завышенные цены.
«Раньше не было такого издания, которое бы не делало акцента на приграничном положении региона. Сейчас это уже уходит. Естественно, не считая СМИ, пишущих на экономическую тему», - говорит о тенденциях в содержательной части СМИ Елена Федотова.
Одна из тенденций «приграничного» рекламного рынка, по мнению Оксаны Акмаевой, - приход брендовой рекламы вследствие появления в Калининграде представителей международных брендов.
Статус свободной экономической зоны со льготным налогообложением привлекает в регион иностранные и российские деньги, и журнальный рынок растет под рекламодателя. Судя по цифрам регистрации СМИ, глянцевая волна не отхлынет и в 2007-м. К примеру, только в апреле и мае в реестр Балтийского управления Росохранкультуры были внесены семь новых журналов. А особенностью этого года обещает стать выход местного издательского бизнеса за пределы региона. Журнал «Shopping Калининград» уже работает по франчайзингу: выпущены «пилотные» номера в Калуге, Мурманске и Тюмени. В сентябре «глянцевый» калининградский проект планируется запустить одновременно в нескольких российских городах.
Светлана Салтанова,
Expedition Media |