По информации, размещенной на официальном сервере администрации Курской области, в регионе зарегистрированы 130 газет. Сколько из них выпускаются реально, сказать сложно. Участники курского печатного рынка говорят о 40-50 изданиях, выходящих регулярно, костяк которых составляют областные СМИ.
По мнению Евгения Новикова, главного редактора самой тиражной курской информационной газеты «Друг для друга», местное медиаполе определяют около 15 государственных и частных газет, и в будущем эта картина вряд ли изменится.
- Евгений, как оцениваете тираж «Друг для друга» в условиях Курской области?
- Он самый высокий среди нерекламных газет. Для курского рынка это - хороший показатель, наш ближайший конкурент по тиражу - «Житье-Бытье в Курске» выходит в количестве 25,5 тысяч экземпляров.
В постперестроечные времена тираж первой курской коммерческой газеты достигал 80 тысяч, но тогда у нее не было конкурентов, и люди хотели читать прессу. Сейчас все наоборот - конкуренция выросла, а интерес к печатным СМИ уменьшается, культуру чтения, к сожалению, заменяют телевидение и Интернет. Кстати, не случайно с 2003 года мы развиваем и электронную версию газеты – сайт ddd.kursk.ru за это время посетило около двух миллионов человек.
- За счет чего удается удерживать тираж?
- «Друг для друга» – очень известный в Курской области бренд, в этом году нам исполняется 13 лет. Очень помогает комплексный подход к продвижению газеты. Каждые полгода - в подписной период - мы делаем рекламные кампании на телевидении, по радио, в «наружке», в самой газете и на нашем сайте в Интернете. Постоянно контролируем распространение газеты в сетях розничной продажи.
- У вас есть собственная киосковая сеть?
- Нет, это очень затратно.
- А у других местных издателей?
- Единственный пример - «Аргументы и факты». Они недавно выкупили сеть киосков «Пресса» - сейчас несколько десятков киосков в Курске и по области работают под брендом «АиФ».
- Ваше мнение о состоянии курского печатного рынка?
- Он достаточно насыщен. Всегда считалось, что здесь очень много газет, мы называем это курской аномалией. Найти какую-либо новую нишу сложно. Новые издания появляются, но, как правило, не надолго. В частности, телекомпания «Такт» пыталась издавать газету «Такт-новости», которая просуществовала лишь немногим более года. Сетевой издательский дом «Провинция» выпускал «Курский курьер», однако проект за два года работы не смог набрать тираж больше 12 тысяч, и в декабре 2006-го был закрыт.
Есть с десяток газет, как частных, так и бюджетных со стабильными тиражами. Это «Друг для друга», «Курский вестник», «Житье-Бытье в Курске», «Регион 46», «Мы - куряне», «Хорошие новости» (издатель этой же газеты выпускает еженедельник «ТиВишка»), муниципальная газета «Городские известия», официальные областные «Курская правда» и «Курск», периодически к выборам выходит «Свободный голос Курска».
Думаю, какого-то революционного изменения этого списка ждать не следует. Разве что в регион зайдет мощный холдинг, который начнет работать по демпинговым ценам, устроит безумно дорогую рекламную кампанию, но даже в этом случае овчинка вряд ли будет стоить выделки.
- Откуда корни упомянутой «курской аномалии»?
- Возможно, потому что в области достаточно много бизнесменов и политиков, решивших с помощью собственных СМИ удовлетворить свои амбиции или профессиональные интересы. К примеру, недавно вышла газета «Народный журналист» - этакий черно-белый вариант «Экспресс-газеты» времен начала ее существования.
Поэтому новые изданий появляются, но почвы для их выживания практически нет. Область – не самая богатая в России. У нас всего два крупных предприятия – горно-обогатительный комбинат и атомная электростанция, народ в большинстве своем не настолько богат, чтобы тратить деньги на прессу. Не случайно реальные тиражи многих существующих газет составляют 4-5 тысяч.
- Что скажете о развитии газеты как бизнеса в таких условиях?
- Курские газеты, по сути, убыточны. Ни одна из них, кроме нас, и, пожалуй, «Житья-Бытья» (воронежский издательский дом «Свободная пресса») не является окупаемой. Печатные СМИ – дотационные, их либо спонсирует власть через бюджет, либо бизнес-структуры. Нужно очень много денег, чтобы занять здесь хорошую долю рынка. Пару лет назад мы считали потенциальные расходы на годовое содержание газеты в Курске, получилось - около 12 миллионов рублей. В то время была мысль по примеру «Свободной прессы» пойти в другие регионы, но затраты оказались слишком велики.
- Кроме воронежского холдинга в Курске работают «сетевики»?
- «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Московский комсомолец», «Телесемь»... Раньше с несколькими местными страницам выходила «Жизнь», теперь региональный офис газеты находится в Орле, и курской информации в ней нет.
В рекламной нише представлены «Из рук в руки», ведущий игрок этого сегмента газета «Моя реклама» – проект брянского издательского дома. Он же выпускает бесплатное приложение тиражом 80 тысяч «Магазин; товары и цены», которое весьма портит жизнь тем, кто пытается продаваться в розницу.
- Что происходит на журнальном поле Курска?
- Много лет выходит журнал "VIP: взгляд, информация, партнерство". Недавно начали издаваться сразу два новых журнала – «PRO Курск» и «Город: инструкция к применению». Перспективы их туманны, думаю, без поддержки со стороны им проблематично выжить.
- Почему журналов мало?
- Видимо, их время еще не пришло. Я был в Воронеже, где совершенно иная ситуация. Конечно, трудно сказать, как воронежский журнальный бизнес выглядит изнутри: насколько все это востребовано, окупаемо. Но по факту количества мы очень отстаем. Наверное, в Курске еще не сформировалась аудитория журналов – бизнес-сообщество и средний класс, которые здесь пока просто малочисленны.
Беседовала Светлана Салтанова
Справка:
Областной еженедельник «Друг для друга» работает с августа 1994 года. Начинался с бесплатной рекламной газеты. В настоящее время выходит сертифицированным тиражом 43 тыс. экз., распространяется по подписке и в розницу. 50% подписного тиража уходит в районы области, около 60% розничного реализуется в Курске. |