ВЕСНА В ИТОГАХ. О РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕССЕ В МАЕ
По следам 2006-го
В мае Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям представило очередной ежегодный доклад «Российский рынок периодической печати 2007 год. Состояние, тенденции и перспективы развития». Выводы и цифры даны по итогам 2006-го.
По данным, представленным в Докладе, на начало 2007 года в РФ было зарегистрировано 59 184 печатных СМИ (рост по сравнению с 2006-м - 10,7%). Количество реально выходящих изданий по-прежнему неизвестно. Экспертные оценки - от 20 до 50% от числа СМИ, внесенных в официальный реестр. Не отражают реальности и цифры по отдельным категориям прессы. Например, по мнению экспертов, на рынке работает лишь около половины зарегистрированных региональных и центральных газет и еженедельников - 17-18 тысяч. Приблизительно та же ситуация с журналами: из зарегистрированных 14 943 центральных и 8485 региональных журналов издается 57-60%.
«Основу информационного пространства России по-прежнему формирует региональная и местная периодика общественно-политического характера, доминирующая на нем и по тиражам, и по влиянию, и по значимости для населения. Даже темпы роста рекламной составляющей региональных СМИ, включая сетевые издания, в последние годы превосходят аналогичные показатели федеральных изданий. Предполагается, что в 2007 году цены на рекламу в прессе в столице вырастут на 20%, а в регионах – на 30%», - говорится в Докладе.
Отмечается, что читаемость местных газет значительно превышает аналогичные показатели общефедеральной прессы. Доля читателей ежедневных федеральных газет общественно-политической направленности - 18%, региональных изданий - 30%. При этом «самой тиражной и читаемой на территории ареала своего распространения» названа районная и городская пресса, она же – эффективный, но пока недооцененный рекламоноситель. К примеру, в Новосибирской области общий подписной тираж районных газет ныне составляет 117 тыс. экземпляров, а областных изданий всего 81 тыс. экземпляров. В структуре газетного подписного тиража Пермского края 13,3% приходится на областные газеты, 41,2% – на центральные и 45,5% – на городские и районные.
Наиболее быстрыми темпами в 2006 году развивался журнальный рынок. В целом в России по совокупной разовой аудитории в городах 100+ тыс. чел. лидировали глянцевые журналы категорий: «женские и fashion», general interest, «автомобильные», «компьютерные и игровые», «мужские» (данные TNS Gallup Adfact). Зафиксирован рост рекламных бюджетов, собираемых региональными глянцевыми изданиями. По результатам мониторинга, проведенного Группой глянцевых изданий ИД «АБАК-ПРЕСС» в 16-ти крупнейших городах России, по рекламным доходам глянца лидируют Санкт-Петербург и Екатеринбург. В Волгограде, Уфе, Краснодаре, Тюмени и Нижнем Новгороде рекламный бюджет, собираемый глянцевыми изданиями города, в минувшем году увеличился почти вдвое (в Волгограде – в 2,5 раза); в Перми, Ростове-на-Дону и Самаре - примерно в 1,5 раза. Причинами «глянцевого бума», исследователи называют: подъем экономики в регионах и рост количества клиентов на рынке, появление новых глянцевых изданий, увеличение бюджетов, выделяемых на рекламу, и изменение способов их распределения (комбинированные схемы «наружная реклама + ТВ + глянцевый журнал»).
Мониторинги
В мае были озвучены результаты медиаисследований в отдельных городах и за различные периоды времени. В Екатеринбурге – за первый квартал 2007-го, в Санкт-Петербурге и Тюмени – за прошедший апрель.
Рекламная группа «Adinpress» (Екатеринбург) представила обзор распределения показателей рекламной активности в прессе города. Лидерами по объему собираемых рекламных денег признаны бесплатные издания («Наша газета», Ва-Банкъ», «В каждый дом»). «В лидерах также находится газета «Телесемь», на распределение рекламного бюджета которой большое влияние оказывает реклама федеральных брендов…10% всего рекламного бюджета в прессе Екатеринбурга приходится на долю 15 крупнейших рекламодателей (всего зафиксировано 850 рекламодателей)», - сообщается на adinpress.ur.ru.
Данные петербургской исследовательской фирмы «ГОРТИС» показали, что рекламный рынок печатных СМИ Петербурга в апреле вырос на 16,2% (по сравнению с аналогичным периодом 2006 г.). Первое место в рейтинге рекламных продаж заняла бесплатная информационная газета Metro, по доли выручки от продаж рекламных площадей на втором месте газета «Деловой Петербург», на третьем телегид «ПанорамаТV».
В Тюмени промежуточные итоги по проекту «МедиаМетр-2007» подвел «Академический Центр Маркетинговых Исследований». Предмет исследования - аудитория и охват печатных СМИ, выходящих в городе. Самые высокие показатели по средней аудитории одного номера среди ежедневных СМИ у «Тюменской области сегодня» и «Комсомольской правды в Западной Сибири», среди еженедельных – у рекламно-информационных газет «Гостиный двор», «Караван-Медиа», телегида «Телесемь», в категории изданий, выходящих два раза в месяц – у журнала «Выбирай», газеты «Будь здоров!», журнала «Строительство, ремонт, мебель», в категории ежемесячных – «Интерьер. Выбирай лучшее», «Я покупаю. Весь дом», «Я покупаю».
Новинки и прецеденты
Из майских сообщений о новых изданиях.
В Петербурге вышел информационно-развлекательный ежемесячный журнал Gagarin. Журнал посвящен рекламе и PR-технологиям, рассчитан на специалистов и широкую аудиторию читателей. По информации AdLife.spb.ru, тираж первого номера составил 20 тыс. экз., издание распространяется в розницу, а также бесплатно в крупнейших бизнес-центрах города.
Петербургская издательская группа «Супергород» представила специализированный ежемесячный журнал «Хорошее зрение. Очки и линзы» - единственный в Санкт-Петербурге каталог товаров и услуг такой тематики. Журнал распространяется бесплатно в салонах оптики и офтальмологических клиниках.
Начался регулярный выпуск еженедельного издания «Деловая газета. Юг». Это региональный проект ИД «Бонниер Бизнес Пресс», издающего ежедневную газету «Деловой Петербург». «Деловая газета. Юг» посвящена деловым новостям Краснодарского края. Тираж - 5 тыс. экз., распространение — по подписке и в розницу в Краснодаре, Сочи, Новороссийске.
В Екатеринбурге вышел первый номер бесплатного справочного издания для тех, кто ищет информацию по вопросам красоты или здоровья «Гид по красоте и здоровью BLIZKO» (ИД «АБАК-ПРЕСС»). Тираж ежемесячного издания - 17 тыс. экземпляров.
В Красноярске появился журнал о молодежных субкультурах «i-точка». Инициаторы, и авторы нового СМИ - студенты отделения журналистики Сибирского федерального университета Проект создан под эгидой ООО «Редакция газеты «Красноярский рабочий» и издательско-полиграфического центра «Сибфаст». Журнал бесплатный, тираж первого номера - 5 тыс. экземпляров.
В Саратове начала выходить «новая-старая» газета «Саратовские губернские Ведомости». По информации «СаратовБизнесКонсалтинга», второй номер издания вышел на 16-ти полосах плотной офсетной бумаги с желтым оттенком. Некоторые полосы представлены в полноцвете. Тираж газеты – 5 тыс. экземпляров.
Литературно-графический журнал для молодых литераторов «Акценты» выпущен в Чебоксарах. «По сути, новый журнал - это альтернатива традиционным изданиям, где авторами выступают маститые писатели, отличительным свойством которых является членство в профессиональных союзах», - отмечает ИА REGNUM.
В мае в обновленном виде вышел глянцевый журнал «Дорогое удовольствие» новосибирского ИД «Русская Азия». Как сообщалось в распространенном по этому поводу пресс-релизе, новые дизайн, формат и изменившееся информационное наполнение еще больше ориентируют издание на сегмент luxury, а необходимость рестайлинга продиктована, прежде всего, региональным развитием издания («ДУ» выходит в 10 городах России тиражом 47 тыс. экз.). В планах ИД к концу 2007-го работать как минимум в 17 городах, в том числе европейской части России. «Региональный городской глянцевый журнал “Дорогое удовольствие” пока не издается в Москве, тем не менее, главная редакция издательского дома “Русская Азия” теперь находится именно в столице», - говорится в пресс-релизе издательства.
В числе новостей от других сетевых издательских домов:
– продвижение воронежского ИД LITEHOUSE с сетью женского журнала «Дамская ШПИЛЬКА» (по итогам четырех месяцев 2007 г., по информации ИД, лицензионные договоры на издание журнала подписаны в 15 российских городах);
- рестарт журнала «Выбирай» (ИГ Paramon) в Сочи и судебный иск со стороны Paramon в отношении бывшего директора ООО «Выбирай в Сочи» по факту нарушения авторских прав на журнальный бренд;
- передача издательскому дому «АБАК-ПРЕСС» управления продажами рекламных площадей екатеринбургского журнала «happy». Как пишет «Деловой квартал» (Екатеринбург), партнерство «АБАК-ПРЕСС» и «happy» стало прецедентом на рынке глянцевых СМИ. По мнению Эдуарда Филина, экс-гендиректора ИД «Банзай», директора компании «Топ-Медиа» в УрФО, сделка выгодна издательскому дому «АБАК-ПРЕСС» и рекламодателям «happy». «Передав коммерческий блок на управление «АБАК-ПРЕСС», учредители «happy» фактически потеряли бизнес. «Основная часть стоимости бизнес-модели и бренда — коммуникации с рынком. А «happy» теперь утратит конт¬роль над этой ключевой компетенцией», — заявил Эдуард Филин», - цитирует эксперта «Деловой квартал».
Формирование крупной медийной структуры в мае продолжилось в Поволжье. В Чувашии был реорганизован «Местный Медиа Холдинг» (ММХ), занимавший более половины медиарекламного рынка республики. «17 мая 2007 года решением совета директоров московской "Группы "Савва" (которой принадлежат активы компании) ММХ ликвидирован, а правопреемником ООО "Местный Медиа Холдинг" объявлено ЗАО "Волжская Медиакампания" (ВМК)», - информирует ИА REGNUM. Сегодня ВМК, созданная в 2006 г., объединяет ряд печатных и электронных СМИ Чувашии, Ульяновской и Кировской областей. «Перед ВМК стоит задача максимально широко охватить регионы присутствия услугами в сфере маркетинговых коммуникаций и репутационных технологий. Мы планируем также, что в состав ВМК в ближайшее время войдет еще ряд телекомпаний и рекламных агентств, действующих в Приволжском федеральном округе», - приводит ИА REGNUM слова генерального директора группы "Савва" Дмитрия Романцова.
В современных условиях поволжское укрупнение – знаковый момент. Консолидация медийных активов в Москве признана тенденцией прошлого года. На очереди – регионы.
Светлана Салтанова,
Expedition Media |