Виктор Вдовенков, председатель правления калужской областной организации Союза журналистов России, заместитель главного редактора газеты «Весть»:
- Назвать точное количество печатных СМИ Калужской области сложно, но можно сказать одно: рынок местной прессы насыщен. У читателя широкий выбор. Работают общественно-политические, в том числе резко оппозиционные, газеты, есть издания, учрежденные губернскими и муниципальными структурами власти. В большинстве районов области выходят как муниципальные, так и частные издания. Другое дело – тиражи всех этих СМИ, они ни в коей мере не могут устроить издателей. Тиражи большинства подписных газет резко упали, особенно показательным в этом плане стал 2007 год. Думаю, основная причина – в изменении почтовых тарифов на доставку периодики. Они выросли, и теперь житель калужской глубинки фактически платит за областные и московские издания столько же, сколько житель Москвы. На состоянии тиражей сказалось и то, что с 2007 года поддержку сельского читателя прекратила администрация Калужской области, которая раньше брала на себя часть расходов по доставке газет селянам.
Сегодня тиражи областных изданий - меньше 10 тысяч. К примеру, общий тираж буднего номера газеты «Весть» (единственная калужская ежедневная газета, выходит с 1991 г., соучредители – Правительство и Законодательное собрание области – прим. Expedition Media) в прошлом году составлял 11 тысяч экземпляров, четвергового номера доходил до 18 тысяч. Сейчас эти цифры уменьшились до 7 и 10 тысяч.
Влиять на розничные продажи могут лишь те издатели, которые располагают собственной киосковой сетью. В Калуге такую сеть имеет только агентство «Комсомольская правда – Калуга», все остальные пользуются услугами «Роспечати», «Союзпечати» и других распространителей.
Особой специфики местного печатного рынка я не вижу. В районах, которые граничат с Московской областью, лучше распространяются московские СМИ, но на рынке это принципиально не сказывается. Наша область несколько опережает соседей по уровню средней зарплаты, что до поры до времени вкупе с вышеназванной помощью от областной администрации позволяло иметь более высокий уровень подписного тиража.
В целом, Калужский печатный рынок сформирован, попыток войти сюда с новым изданием предпринималось множество, но ни одна из них большого успеха не имела. В числе ведущих СМИ, выходящих в Калуге, можно назвать газеты «Весть» с самым большим подписным тиражом, «Калужский перекресток» (издание агентства «КП-Калуга») - с самыми высокими продажами в розницу, а также городскую газету «Калужская неделя», старейшую областную «Знамя», преемницу советской молодежки газету «Деловая провинция».
Постепенно начал формироваться журнальный сегмент. Открываются гламурные издания, например, «Жить хорошо». Начала издавать свой журнал «Комсомолка», появился глянцевый журнал ВиктОр. Есть ряд изданий большей частью рекламного характера.
Калужский медиаландшафт, конечно, меняется, но, думаю, глобальной трансформации в ближайшие годы не будет. Рынок продолжит существовать в том же объеме и качестве. Изменения если и произойдут, то чисто внешние, связанные с переходом газет на цвет. Собственной полиграфической базы для цветной печати в области нет, газеты печатаются либо в Твери, либо в Брянске. Сейчас такая база создается, но пока местные газеты в основном остаются черно-белыми, и конкурировать с полноцветной московской прессой им сложно. |