По данным Управления Росохранкультуры по Северо-Западному федеральному округу, в Мурманской области зарегистрировано более 240 печатных СМИ. Реально работающих изданий - приблизительно в три раза меньше.
Как сообщили Expedition Media в отделе по взаимодействию со СМИ Департамента информационного обеспечения и взаимодействия с административными органами Мурманской области, в Заполярье выходят около 70 газет и более 10 журналов.
С учетом специфики региона местный печатный рынок считается насыщенным. «Наша область не густонаселенная. Города и поселки, в основном, создавались при градообразующих промышленных предприятиях. В отличие от средней полосы России мурманские города расположены точечно, они небольшие, компактные. Поэтому, в сравнении с другими регионами, газет и журналов здесь не так много. Хотя сам по себе рынок заполнен, есть государственная, муниципальная, частная, корпоративная, партийная, религиозная, профсоюзная пресса», - говорит Николай Бакшевников, председатель правления Мурманской областной организации Союза журналистов России.
Газеты
Учредители
«Палитра» учредителей и соучредителей мурманских газет многообразна. По информации Департамента информационного обеспечения и взаимодействия с административными органами Мурманской области, это:
- областные органы власти (Правительство и Дума).
Учредители областной общественно-политической газеты «Мурманский вестник» (выходит с 1991 г., пять раз в неделю, от 8,5 тыс. экз.);
- муниципальные органы исполнительной и законодательной власти.
Соучредители 16-ти газет: «Вечерний Мурманск», «Городское время», «Западная Лица», «Заполярная руда», «Инфо-Вестник Островной», «Кировский рабочий», «Ковдорчанин», «Кольское слово», «Ловозерская правда», «Мончегорский рабочий», «Нива», «Печенга», «Полярный вестник», «Североморские вести», «Терский берег», «Вестник Видяево».
13 из этих газет – еженедельники, остальные выходят от двух до пяти раз в неделю. Самый небольшой тираж (от 500-700 экз.) – у газеты «Инфо-Вестник Островной» (г. Островной). Тиражи остальных муниципальных газет – от 1,5 тыс. до 11 тыс. экземпляров. В настоящее время еще в нескольких районах области готовятся документы на регистрацию СМИ с учредителями – органами власти;
- крупные компании и частные лица.
Учредители более 20 газет, издающихся в районах области. Наиболее крупные корпоративные издания: газеты «Кольский никель» (учредитель «Кольская горно-металлургическая компания») и «Хибинский вестник» (учредитель ОАО «Апатит»);
- политические партии.
Свои газеты выпускают региональные отделения партий «Единая Россия» (ежемесячник «Единая Россия на Мурмане», 4 тыс. экз.) и КПРФ (ежемесячник «Кольский маяк», до 10 тыс. экз.). Периодичность выхода и тираж газет других партий во многом зависят от политической активности в регионе и колеблются от одного раза в неделю до одного раза в полугодие, а то и в год;
- религиозные организации.
Издательство Мурманской и Мончегорской Епархии Московского Патриархата выпускает ежемесячную «Православную газету», Кольский Христианский Центр – ежемесячник «Кольский христианин», Церковь христиан Адвентистов Седьмого Дня – ежемесячник «Последняя весть»;
- учебные заведения и общественные объединения.
Мурманский областной совет профсоюзов выпускает еженедельник «Дело чести». Два ведущих вуза области – Мурманский государственный технический университет и Мурманский государственный педагогический институт издают соответственно: ежемесячники «Университетский курьер» и «Планета МГПУ».
Вчера и сегодня
Старейшие из действующих газет Кольского полуострова - это общественно-политические издания, появившиеся в 20-30-х годах ХХ века.
В 1920 г. увидел свет первый номер областной «Полярной правды» (тираж от 10 до 15 тыс. экз., выходит четыре раза в неделю, имеет еженедельное рекламно-информационное приложение «Полярочка»).
С 1930 г. выпускается еженедельник «Кировский рабочий» (учредители – администрации городов Кировск и Апатиты, ОАО «Апатит», тираж – 3 тыс. экз.).
С 1932 г. в Мурманске издается ежемесячная корпоративная газета «Арктическая звезда» (учредитель – ОАО «Мурманское морское пароходство).
С 1935 г. в Мончегорске работает городская газета «Мончегорский рабочий» (учредители: администрация города и трудовой коллектив редакции, выходит три раза в неделю, до 5 тыс. экз.).
В мае 1991 г. в г. Апатиты начала издаваться первая в области частная газета – еженедельник «Дважды два».
Более 10 лет назад в Заполярье появились первые «федералы»: газеты «Ва-Банкъ» и «Комсомольская правда Мурманск». Сегодня свои региональные вкладки в Мурманской области помимо «Комсомольской правды» имеют «Аргументы и факты», «Московский комсомолец», «Жизнь за всю неделю».
В Мурманске издается достаточно много ежедневных областных газет. Четыре раза в неделю выходят «Полярная Правда», «Мурманский Вестник», и «Вечерний Мурманск», в пятидневном режиме работает «Комсомольская Правда Мурманск». Эти же газеты – в числе тиражных и популярных.
Самое крупное мурманское рекламное издание – газета бесплатного распространения «Ва-банк» (100 тыс. экз.). Помимо нее в «бесплатной» нише работают «Мурманская строительная неделя», «Всегда кстати», «Мой город Мурманск», «Выбор дня». В числе ведущих продаваемых рекламных и рекламно-информационных СМИ - серия газет, выпускаемых редакционно-издательским центром «РиО – Мурманск». РИЦ «РиО – Мурманск» - крупнейшее местное издательство. Существует с конца 90-х, объединяет 12 газет, в том числе «Все объявления Мурманска», «РиО Мурманск», «Авто Мурманска и области», «Есть работа», «Недвижимость», «Новая ТВ-Программа» и другие.
Журналы
Большинство мурманских журналов – специализированные издания, посвященные бизнесу и экономике. Глянцевые СМИ развлекательного и рекламного характера начали появляться не так давно.
Регулярно (один раз в два месяца) с 1996 г. выходит научно-практический журнал «Наука и бизнес на Мурмане» (учредитель – ООО «Мурманское книжное издательство»). С 2002 г. выпускается ежеквартальный журнал «Рыбные ресурсы» (учредитель – ООО «Рыбные ресурсы»). Менее двух лет издаются «информационно-практические» журналы «Север строительный» и «Север промышленный» (учредитель - ООО «Геликон»). Работают журналы «Политика. Экономика. Финансы», «Мурманский Бизнес-журнал».
С 2003 г. существует молодежный журнал «Территория жизни» - совместный проект Мурманского Центра по профилактике и борьбе со СПИДом и шведской общественной организации «Ноев Ковчег Баренц» (г. Лулео).
Кроме того, выпускаются ежегодник «Лапландский заповедник» (журнал о биосферном резервате «Лапландский заповедник», природе Кольского полуострова), литературные альманахи «Мурманский берег» и «Площадь первоучителей», автомобильный журнал «Авто 51 экстрим», межрегиональный журнал «Триумфальная арка», ежемесячный журнал об отдыхе и развлечениях CITY, с ноября 2006-го издается рекламно-информационный журнал Street Mini.
О темпах и перспективах
«Я бы не сказал, что новые издания приходят часто. Обычно активизируются под выборы, но на рынке эта продукция не задерживается», - охарактеризовал мурманскую печатную динамику Николай Бакшевников. «В последние годы в Мурманской области появилось несколько новых периодических печатных изданий, можно сказать, нашедших свою нишу и своего читателя. Среди них – регулярно выходящие газеты «Территория закона», «Вечерка на дом», «Наша версия на Мурмане», - комментируют ситуацию на газетном рынке в областном департаменте информационного обеспечения. - Постоянно предпринимаются попытки создания так называемых «деловых» изданий. Например, некоторое время назад в области выходила газета «Предприниматель Заполярья». Сейчас эта ниша местными изданиями практически не заполнена. В связи с этим считать рынок печатных СМИ полностью сформированным, наверное, было бы преждевременно».
Мнения о перспективах печатного рынка Заполярья различны. С одной стороны, говорят о том, что в регионе, чья территория почти полностью лежит за Полярным Кругом, а население постоянно сокращается, перспектив для медиабизнеса мало. С другой - о том, что «требования времени, экономические возможности, появление новых промышленных предприятий и объединений (создание Мурманского транспортного узла, практические шаги в освоении шельфовых запасов нефти и газа в Арктике, перспективы создания экономических зон в регионе) могут потребовать новых специализированных или общедоступных изданий». При этом глобальные изменения местного медиаландшафта в Мурманской области не прогнозируются.
Светлана Салтанова,
Expedition Media |