Кемерово – столица экономически развитого и инвестиционно привлекательного региона. Отсюда – специфика местного печатного рынка, который считается заполненным и в то же время перспективным.
По данным Управления Росохранкультуры по Сибирскому федеральному округу, на 1 апреля 2007 г. в Кемеровской области было зарегистрировано 666 печатных СМИ, в том числе 450 газет и 126 журналов. По плотности информационного пространства (количество СМИ на тысячу жителей) область занимает восьмое место среди субъектов Сибирского федерального округа.
Одна из особенностей кузбасского медиаландшафта - наличие в области двух крупных городов с развитой медийной структурой: Кемерово на севере и Новокузнецка на юге. При этом административный центр области уступает Новокузнецку не только по численности населения (520 тыс. чел. и 562 тыс. чел. по данным на 1 января 2006 г.), но и, согласно некоторым оценкам, по активности рынка печатных СМИ.
Газеты
С начала 2007 г. сократилось число ежедневных газет, выходящих в Кемерово. В разряд еженедельников перешла областная общественно-политическая газета «Кузнецкий край» (12 тыс. экз., работает с 1950 г., до 1991-го под названием «Комсомолец Кузбасса»). Как заметили в редакции издания, изменение периодичности – явление временное. Прежний (трехразовый) выпуск обещают возобновить ближайшим летом. Пока же в нише «ежедневок» остаются официальная областная газета «Кузбасс» (выходит с 1922 г., пять раз в неделю, ежедневный выпуск – 20-28 тыс. экз., четверговый – 40-50 тыс. экз.) и «Комсомольская правда - Кузбасс» (около 14,3 тыс. экз. – ежедневный выпуск, более 45 тыс. экз. – еженедельный).
«В ежедневном секторе работают две газеты и это очень мало», - характеризует кемеровскую ситуацию Рустам Качкаев, редактор газеты «Комсомольская правда - Кузбасс». Наталья Прадедова, руководитель службы рекламы и PR газеты «Кузбасс», отметила сравнительно небольшое количество местной прессы общего содержания в целом. Помимо федеральных изданий с информацией региона («Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Жизнь за всю неделю», «Московский комсомолец» и др.) в городе выходят еженедельники «Кемерово» (с 1991 г., 9,5 тыс. экз.), «Земляки», «Томь» и др. Специфика 500-тысячного Кемерово – наличие информационного еженедельника бесплатного распространения – проекта, больше характерного для крупных городов. Такую газету под названием «Город» два года назад запустил издательский дом «Деловой телеграф». Сегодня «Город» выпускается тиражом 30 тыс. экз. и остается единственным в своем роде. «Наши конкуренты по «бесплатной» нише – это рекламные издания. Они выходят примерно одинаковыми тиражами, поскольку ориентируются на раскладку по почтовым ящикам, которых в Кемерово около ста тысяч», - говорит Максим Шипачев, директор «Делового телеграфа».
Ведущие кемеровские рекламные газеты бесплатного распространения – «Экстра-КП, «Все про все», «Пресс-Транзит». По данным TNS Gallup Media (NRS-Города, декабрь 2005-октябрь 2006 гг.) они составляют тройку лидеров в категории еженедельной прессы. В Top-10 исследования также вошли еженедельники «Воскресная газета», «Телесемь», «Комсомольская правда-«толстушка», «Аргументы и факты», «Томь», «Экспресс-газета», рекламно-информационные газеты «С тобой», «Из рук в руки».
Насыщенность и динамику кемеровского газетного рынка его участники оценивают по-разному «Газет много. Постоянно появляются новые. Цена вхождения на рынок растет, совершенствуется качество изданий, поэтому попыток отрывать СМИ становится меньше, но, тем не менее, они есть», - отметил Максим Шипачев. По его словам, в Кемерово редко кто начинает издательский бизнес «с нуля» – «печатные» проекты, как правило, запускаются бизнесменами, достигшими финансового успеха на других рынках. Как заметил директор ИД «Деловой телеграф», новые проекты кемеровских издателей это чаще всего – специализированные СМИ. В 2002 году, когда издательский дом выводил на рынок газету «Работа для Вас», ниша изданий по трудоустройству была относительно свободной, сейчас в ней представлено несколько изданий. Равно как и в наиболее популярных секторах – СМИ о недвижимости, автомобильном, строительном рынках («Кузбасс АВТО», «Авто-stop АЗС», «За рулем Кузбасс», «Мастерок», «Стройка в Кемерово», «Дом-Офис-Интерьер в Кузбассе», «Квартиры Кемерова» и другие).
«В ближайшие годы в Кемерово вряд ли возможно появление новых серьезных игроков, как местных, так и сетевых. Если только это не будет мощное федеральное СМИ с огромными финансовыми вливаниями», - считает Рустам Качкаев. «Рынок насыщен изданиями на все вкусы. Вряд ли какая-либо новая газета сможет прочно закрепиться на нем», - уверен Василий Лощанов, главный редактор еженедельника «Томь» (газета ИД «Провинция», выходит с 2000 г., 42-44 тыс. экз.). Также он отметил тенденцию к снижению тиражей местных общественно-политических изданий. «Если несколько лет назад публикации в таких газетах вызывали большой резонанс, то сейчас этого нет. Может быть, становится меньше поводов для острых публикаций, наступает некая сбалансированность в обществе. Мы, например, поддерживаем интерес к своей газете житейскими историями, любопытными фактами, а общественно-политическая составляющая у нас минимальна. Возможно, за счет этого и держимся», - говорит Василий Лощанов.
Экономическая динамика области способствует развитию газет как рекламоносителей, работает на укрепление медиарекламного рынка, формирующегося вместе с региональной бизнес-средой. Его перспектива, по мнению Рустама Качкаева, в нарождающемся среднем бизнесе: «Сегодня большая доля рекламы в газетах – это PR-статьи, заказчиками которых, как правило, выступают крупные предприятия – шахты, заводы. Современная модульная реклама в последние два-три года стала мелькать на газетных страницах на 20-30 процентов чаще, но пока ее используют, в основном, филиалы федеральных компаний. Местные компании среднего звена, не аффилированные с государственными структурами, заказывают печатную рекламу не часто. Однако сектор среднего бизнеса растет, и, думаю, через пару лет рекламный рынок будет значительно живее».
Журналы
В Кемерово работают более 20 журналов, тиражами от двух до 15 тыс. экземпляров. Способы распространения чаще всего используются комбинированные: розничная продажа, подписка (большей частью корпоративная), адресная доставка, бесплатное распространение в качестве подарка посетителям торговых центров, мест отдыха.
Тематический список изданий широк: шопинг-гиды, автомобильные, литературные, медицинские, ведомственные, деловые СМИ, журналы о моде и красоте, о недвижимости, ЖКХ, строительстве, архитектуре и др. Есть ниши, которые, по словам самих издателей, становятся неперспективными. Например, рекламные СМИ категории «товары и цены». В ИД «Деловой телеграф», который с 2002 г. выпускает ценовой справочник «Панорама Кузбасса» отметили, что журналы подобного рода были актуальны несколько лет назад, когда устанавливались контакты между фирмами. «Сейчас связи налажены, а если и налаживаются, то не за счет печатных СМИ. Поэтому «Кузбасскую панораму» мы издаем больше по привычке – нашей и рекламодателей», - сказал Максим Шипачев.
Вместе с тем, наполнение ряда сегментов в последние годы, наоборот, только началось. В нескольких кемеровских журналах, появившихся в 2006 г., Expedition Media сообщили, что были первыми в своем роде. Тот же «Деловой телеграф» запустил журнал «PRO Кемерово». Издание заявленное как первый городской журнал, освещающий «абсолютно все аспекты и тенденции жизни столицы Кузбасса», выходит ежемесячно тиражом 2,5 тыс. экземпляров. В 2006-м появился ежемесячный журнал «МИНИстр» («Мини-страницы»), посвященный теме семьи (журнал-«перевертыш» с информацией для мужчин и женщин). Под этим же названием выпускается несколько приложений («МИНИстр подарков», «Авто-МИНИстр»). В августе прошлого года увидел свет «Строительный Кузбасс» (2,5 тыс. экз.), который в редакции охарактеризовали как первый кемеровский информационно-аналитический профессиональный журнал на строительную тематику (публикует материалы о реализации национальной программы «Доступное жилье», о новых строительных технологиях в Кузбассе и т.д.). В июне 2006-го журналом «Променад-шопинг» (13 тыс. экз., большая часть тиража распространяется в торговых центрах «Променад») пополнилась ниша шопинг-изданий. По словам Константина Ребикова, главного редактора журнала, этот сегмент в городе представлен четырьмя изданиями: местными «Променад-шопинг», «Инсайт», Dolche Vita и сетевым «Дорогое удовольствие» (проект новосибирского издательского дома «Русская Азия», в Кемерово – с 2003 г.).
В столице Кузбасса работают несколько журналов деловой и общественно-политической направленности. Например, с 1999 г. выходит «Деловой Кузбасс», с 2005-го - «Кузбасс XXI век», издательским домом «Деловой Кузбасс» помимо областной экономический газеты «Авант-партнер» выпускает деловой альманах «Авант-партнер – Рейтинг». Деловая ниша привлекает и «сетевиков». С 2006 г. существует кемеровский вариант федерального «Бизнес-журнала» («Кузбасский Бизнес-журнал»). В текущем мае в области появится «The CHIEF – Кузбасс» - региональный выпуск санкт-петербургского делового журнала The CHIEF. Правда, выпускаться «The CHIEF – Кузбасс» будет не в Кемерово, а в Новокузнецке, где развитие журнального рынка идет не менее, а, по некоторым данным, и более быстрыми темпами.
По мнению Ольги Асташкиной, главного редактора журнала «МИНИстр», срок окупаемости местных журналов – не менее пяти лет. Отсутствие быстрой финансовой отдачи не содействует активности потенциальных учредителей СМИ. «Инвесторов, готовых вкладывать деньги в журнальный бизнес в течение пяти лет, недостаточно. Это тормозит развитие, с учетом того, что к нам практически не заходят «сетевые» издатели, которые могли бы поддерживать свои региональные филиалы», - говорит Ольга Асташкина. Тем не менее, рынок формируется, а его дальнейший путь зависит не только от внешних факторов. Эксперты отмечают, что кемеровские журналы, переживающие этап становления, соревнуются друг с другом в демпинге и тем самым губят площадку, на которой работают. Главный редактор «МИНИстра», к примеру, уверена: если ситуация не будет осознана издателями, журнальный бизнес зайдет в тупик – рекламодатели, привыкшие получать рекламные площади даром, просто погубят местные журналы, а рынок займут «сетевики», проводящие более грамотную политику.
Светлана Салтанова,
Expedition Media |