В Томской области работают около 150 печатных СМИ.
Томский печатный рынок делится на несколько основных сегментов. Ведущими по количеству изданий являются сегменты рекламных СМИ, муниципальных и окружных городских газет, специализированных, корпоративных, информационных и информационно-развлекательных изданий.
В секторе общественно-политических изданий работают такие местные газеты как «Вечерний Томск», «Красное знамя», «Томская неделя», «Томский вестник», «Томские новости». Три из них («Томский вестник», «Красное знамя», «Вечерний Томск») относятся к ежедневным СМИ. В структуре их распространения традиционно преобладает подписка. Несмотря на общее снижение подписных тиражей томских газет, она остается одним из главных каналов распространения: по официальным данным, разовый подписной тираж местной прессы составляет 251 экземпляр на 1000 человек.
Категория информационной и информационно-развлекательной прессы на томском рынке представлена местными газетами «Все для вас», «Буфф-сад», «Выходной», «Вечерка», «Пятница», «Ева», «День добрый», а также сетевыми и общероссийскими СМИ с региональными вкладками: «Комсомольская правда в Томске», «Аргументы и факты Томск», «Московский комсомолец в Томске», «Жизнь за всю неделю», «Честное слово». Характерная черта изданий данного сектора — распространение по подписке и в розницу. При этом по подписке реализуется около 2/3 всего совокупного еженедельного (объявленного) тиража информационных и информационно-развлекательных томских СМИ.
Около 70% общего объема рекламы в томских газетах и журналах приходится на долю рекламных изданий. Лидерами по тиражам, и, соответственно, по охвату аудитории, являются бесплатные рекламные газеты. В Томске выходят четыре газеты общим (объявленным) тиражом около 500 тыс. экземпляров. Наибольший тираж (свыше 200 тыс. экз.) имеет газета «Реклама», тиражами свыше 100 тыс. экз. выпускаются «Ва-Банкъ», «АукционЪ Онлайн», «Рекламный ориентир».
Достаточно близки к этим СМИ по своей рыночной ориентированности сегменты платных рекламных газет («Мой шанс», «Из рук в руки», «Курьер», «Комиссионка») и специализированных рекламных газет и журналов («На здоровье», «Ваше здоровье», «Вакансии для всех», «Есть дело», «Томский оптовик», «Автомобили, запчасти, цены», «Авторынок», «Все для дома», «Рынок недвижимости», «Стройка в Томске» и др.). Важными тенденциями последних лет в сфере местных рекламных СМИ стали сегментация изданий и повышение спроса на более качественную полиграфию со стороны тех компаний, которые обеспечивают наибольший объем рекламы в СМИ: сотовая связь, крупные торговые дома, специализированные центры по продаже бытовой техники, стройматериалов, мебели. С этим связано появление в наборе основных продуктов ведущих издательских домов новой группы изданий — полноцветных рекламных журналов («НегоциантЪ» , «Сотня», «Бит» и стремительный рост сектора «глянцевых» журналов общего и специального содержания («Персона», «Хетт-Трек», «Томский Бизнес-журнал», «Серебряный кофе», «Томск Magazine» и др.). Наибольшие тиражи в секторе специализированных нерекламных изданий имеют телегиды. В Томске работают три сетевых телегида: «Телесемь» (ИД «ИнтерМедиаГруп»), «Теленеделя» («Украинский Медиа Холдинг»), «Телепарк» (ИД «Алтапресс»). По мнению экспертов, томские телегиды не полностью реализовали свои потенциальные возможности, эта ниша имеет большой потенциал роста. Тираж томских телегидов составляет около 7-8% процентов от общего объема тиражей прессы, распространяемых на территории области. В то время как по общепринятым стандартам, доля подобных изданий должна быть до 15%.
Чисто условно к рыночному сектору может быть отнесена муниципальная (районная) пресса — ее существование и развитие в первую очередь зависят от финансовой поддержки учредителей. Вместе с тем, эти газеты очень важны по степени влияния на читателя: тираж «районки» зачастую превосходит суммарный тираж доставляемых в этот район областных и центральных газет. Помимо муниципальной прессы в 16-ти районах Томской области за последние годы появились свыше десяти частных районных газет.
Отдельная «ниша» муниципальной прессы — окружные районные газеты, издающиеся в Томске («Вестник Каштака», «Северная инициатива», «Университетский проспект»). Их учредителями выступают местные (районные) общественные советы самоуправления, а издателем — ИД «Курсив». Наибольшего тиража такие газеты достигают в период выборных компаний, когда выходят еженедельно и даже несколько раз в неделю.
(по информации с официального сайта Администрации Томской области (old.tomsk.gov.ru) |