НА ГЛАВНУЮ БАЗА ДАННЫХ О КОМПАНИИ НОВОСТИ АНАЛИТИКА  

ГИД ПО РЕГИОНАМ РОССИИ

АДЫГЕЯ республика  
АЛТАЙ республика  
АЛТАЙСКИЙ край  
АМУРСКАЯ область  
АРХАНГЕЛЬСКАЯ область  
АСТРАХАНСКАЯ область  
БАШКОРТОСТАН республика  
БЕЛГОРОДСКАЯ область  
БРЯНСКАЯ область  
БУРЯТИЯ республика  
ВЛАДИМИРСКАЯ область  
ВОЛГОГРАДСКАЯ область  
ВОЛОГОДСКАЯ область  
ВОРОНЕЖСКАЯ область  
ДАГЕСТАН республика  
ЕВРЕЙСКАЯ АО  
ИВАНОВСКАЯ область  
ИНГУШЕТИЯ республика  
ИРКУТСКАЯ область  
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ р-ка  
КАЛИНИНГРАДСКАЯ область  
КАЛМЫКИЯ республика  
КАЛУЖСКАЯ область  
КАМЧАТСКИЙ край  
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ р-ка  
КАРЕЛИЯ республика  
КЕМЕРОВСКАЯ область  
КИРОВСКАЯ область  
КОМИ республика  
КОСТРОМСКАЯ область  
КРАСНОДАРСКИЙ край  
КРАСНОЯРСКИЙ край  
КУРГАНСКАЯ область  
КУРСКАЯ область  
ЛЕНИНГРАДСКАЯ область  
ЛИПЕЦКАЯ область  
МАГАДАНСКАЯ область  
МАРИЙ ЭЛ республика  
МОРДОВИЯ республика  
МОСКОВСКАЯ область  
МУРМАНСКАЯ область  
НЕНЕЦКИЙ АО  
НИЖЕГОРОДСКАЯ область  
НОВГОРОДСКАЯ область  
НОВОСИБИРСКАЯ область  
ОМСКАЯ область  
ОРЕНБУРГСКАЯ область  
ОРЛОВСКАЯ область  
ПЕНЗЕНСКАЯ область  
ПЕРМСКИЙ край  
ПРИМОРСКИЙ край  
ПСКОВСКАЯ область  
РОСТОВСКАЯ область  
РЯЗАНСКАЯ область  
САМАРСКАЯ область  
САРАТОВСКАЯ область  
САХАЛИНСКАЯ область  
СВЕРДЛОВСКАЯ область  
СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ р-ка  
СМОЛЕНСКАЯ область  
СТАВРОПОЛЬСКИЙ край  
ТАМБОВСКАЯ область  
ТАТАРСТАН республика  
ТВЕРСКАЯ область  
ТОМСКАЯ область  
ТЫВА республика  
ТУЛЬСКАЯ область  
ТЮМЕНСКАЯ область  
УДМУРТСКАЯ республика  
УЛЬЯНОВСКАЯ область  
ХАБАРОВСКИЙ край  
ХАКАСИЯ республика  
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АО  
ЧЕЛЯБИНСКАЯ область  
ЧЕЧЕНСКАЯ республика  
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ край  
ЧУВАШСКАЯ республика  
ЧУКОТСКИЙ АО  
ЯКУТИЯ (республика САХА)  
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АО  
ЯРОСЛАВСКАЯ обл.  

АНАЛИТИКА


03.04.2007    Арам Габрелянов: «Будущее - за региональными проектами»
Арам Габрелянов: «Будущее - за региональными проектами»

Истоки общероссийского таблоида «ЖИЗНЬ за всю неделю» — в региональном издательском проекте, реализованном в Ульяновске и разросшемся «сетью» до Москвы.
О пути из Поволжья в столицу и современных особенностях сетевого бизнеса в российских регионах Expedition Media рассказал Арам Габрелянов, основатель газеты «Жизнь», редакционный директор компании «Ньюс медиа».

— Арам Ашотович, когда и с чего началось продвижение «Жизни» в регионы?

— С 1991 года мы делали ульяновский ежедневный таблоид «Симбирские губернские ведомости» огромным по тем временам тиражом 220 тысяч экземпляров. Потом нам стало тесно в Ульяновске. Началась экспансия в соседние города. Сначала в Нижний Новгород, затем в Самару, Саратов, Волгоград… В 1996-м, когда «Жизнь» была представлена уже в десяти регионах, мы первыми из региональных изданий пришли в Москву.

— Москва была в планах изначально?

— Нет. На первых порах думали работать по западному образцу. В США, Европе есть солидные компании, которые базируются не в столицах, а в других крупных городах страны. Мы тоже хотели сделать головное предприятие в Ульяновске и отсюда строить сеть по Поволжью. В Москве планировался либо филиал, либо представительство или собкоровский пункт.
Предприятие с головным офисом в региональном центре менее затратное, однако практика показала важность других факторов. Россия исторически централизована. Здесь все замыкается на столице, в том числе, главные новости и ведущие ньюсмейкеры. Поэтому успешное сетевое развитие газеты невозможно без стержневой московской редакции, формирующей контент издания. Мы это поняли и приложили немало сил и средств, чтобы закрепиться в Москве.

— На чей опыт ориентировались при создании газеты? По каким принципам строили сеть?

— Опыт был только один — мы копировали английскую газету The Sun — мирового лидера таблоидной журналистики. А сеть с самого начала состояла из филиалов — стопроцентно наших дочерних предприятий, объединенных в издательский дом «Жизнь». Сейчас принцип остался тем же. Вместо издательского дома существует ОАО «Ньюс медиа» с 60 филиалами по стране. Мы хотим, чтобы газета была в каждом субъекте Федерации за исключением мелких регионов. Думаю, остановимся на 70-75 филиалах. Еще еженедельник выходит в Казахстане, на Украине, открыто представительство в Беларуси.

— Почему не работали по франчайзингу?

— Был и такой период. Мы отпускали свои филиалы на франчайзинг. Это дало бурный рост. Франчайзинг хорош тем, что активизирует способности и желание издателей заработать. Но он очень опасен для газет. Франчайзи, в основном, занимаются только тем, что «отжимают» деньги с продукта, не обращая особого внимания на его качество.

— Были регионы, откуда пришлось уйти?

— Такого, чтобы мы провалились и ушли, не было. Есть отдельные экономические вопросы, которые приходится решать в небольших регионах. Конечно, было бы выгоднее продавать весь наш более чем двухмиллионный тираж из Москвы, но по российским меркам это нереально. К примеру, в Великобритании можно отпечатать тираж в четырех типографиях и развезти по небольшой стране с хорошими дорогами. А у нас и страна огромная и дороги плохие. Поэтому в России единственный путь — местные типографии…

— Собираетесь строить собственные?

— Вопрос в стадии рассмотрения. Конкретики еще нет, надо все тщательно продумать. Пока мы решили развивать два контента — еженедельный таблоид для семейного чтения «ЖИЗНЬ за всю неделю» и ежедневный таблоид «Твой ДЕНЬ».

— В одном из интервью Вы сказали, что «Твой ДЕНЬ» в регионах продвигается трудно.

— Да. «Твой ДЕНЬ» очень хорошо идет в Москве, и мы надеялись на такой же эффект за ее пределами. Но уровень жизни в Москве выше. Здесь «Твой ДЕНЬ» стоит 10 рублей и продается нормально. А в регионах люди не готовы тратить на ежедневную газету даже по пять-восемь рублей. Я убежден, что эра ежедневных таблоидов в России наступит тогда, когда появится средний класс, который во всем мире составляет ключевую аудиторию таких изданий.

— Как оцениваете сегодняшний рынок региональных проектов?

— Прорыва на рынке печатных СМИ я не вижу. Главная проблема в том, что 90 процентов владельцев СМИ не понимают важности контента издания. Он должен превалировать над продажами, над системой распространения. Рынок еще не структурирован, на нем недостаточно конкуренции, и человек читает все, что ему предлагают. Но конкуренция растет, рано или поздно читатель начнет выбирать газету не по тому, как она выглядит, а по тому, о чем пишет. Пока у многих региональных издателей такого понимания нет. Я слежу за региональной прессой и вижу, что подавляющую часть материалов газет составляют всевозможные перепечатки, большей частью из Интернета.

— Это желание быстро заработать?

— Нет. Отсутствие экономических возможностей. Региональная газета не может позволить себе корпункт в Москве, где, как я уже сказал, сосредоточены новости и ньюсмейкеры. Кроме того, печатный рынок сейчас очень проблемный. К примеру, сравним нашу «Жизнь» и английский The Sun. Оба издания — таблоиды приблизительно равного объема, но отпечатать The Sun в Англии процентов на 30 дешевле, чем «Жизнь» в Москве. При этом розничная цена The Sиn в пересчете на рубли составляет 20 рублей, а нашу газету в регионах нелегко реализовать даже за пять. Конечно, если бы газеты в России продавались по 15-20 рублей, издательский бизнес был бы рентабельным, однако рынок к этому не готов. В советские времена читателя приучили к дешевой прессе, которая дотировалась государством. Сейчас ситуация изменилась, но привыкнуть к тому, что газета должна стоить 15-20 рублей, людям сложно.

— Кто ваши основные конкуренты в регионах?

— Российская конкурентная среда на рынке печатных СМИ сложилась. Это "ЖИЗНЬ за всю неделю", «Комсомольская правда», «Аргументы и факты». Сильных местных игроков я пока не вижу. На местах конкуренция, главным образом, в том, что региональные власти стараются дотировать свои «ручные» издания.

— Какие территории перспективны для сетевого продвижения?

— Есть 30 наиболее развитых территорий. Естественно, перспективны, в первую очередь, регионы, где численность населения административного центра более миллиона человек. Для бизнеса они самые привлекательные, хотя и самые трудные. В крупных городах связь между людьми ослаблена, люди мало общаются, «достучаться» до них новому СМИ тяжело. Человек живет в своей «скорлупе», понравилась газета — читает, но мало кому расскажет о том, что и где прочел. В небольших регионах уклад жизни более патриархальный, о хорошем издательском продукте здесь узнают быстрее.

— Реален ли приход сетевиков в малые города?

— Вполне. В небольших городах и селах сосредоточена огромная часть населения, а это те же потребители рекламы. Пока она туда не добралась, но постепенно бизнес будет развиваться, и эти люди станут лакомым кусочком. Тогда и сетевые издания более активно пойдут в малые города, и местные СМИ начнут жить лучше. На Западе в городе с населением 50 тысяч выходит несколько ежедневных газет, в любом 100-тысячном городе работают не только газеты, но и целый ряд радиостанций, телеканалов и все они живут за счет рекламы. У нас насыщенность бизнесом значительно ниже, настоящей конкуренции, как на Западе, нет. Поэтому потенциал рекламного рынка не исчерпан. Я уверен, что перспектива здесь огромная.

— Сегодня региональному издателю начинать сетевой бизнес труднее, чем в 90-е? Что изменилось принципиально?

— Изменились насыщенность рынка и затраты. И то и другое значительно увеличилось. Думаю, «раскрутить» в регионах газету будет очень трудно. Ситуация на рынке СМИ трудная, цены на печать, бумагу растут. В основном, держатся крупные сетевые проекты с местным контентом. С другой стороны, в регионах велики запасы творческих сил. Издатели, способные вывести свой продукт за пределы локального местного рынка, есть. Их просто сдерживает… ситуация.

— Какой продукт в этом смысле наиболее актуален?

— На мой взгляд, в массовом порядке, только развлекательные газеты и журналы. Аналитика постепенно уходит в Интернет, в печатных изданиях людей интересует развлекательная, эмоциональная журналистика.
Ежедневную прессу продвигать трудно, ее «душит» тот же Интернет. А вот досуговые еженедельники, я уверен, будут востребованы. Более того, на примере газеты «ЖИЗНЬ за всю неделю», могу сказать, что востребована информация как федерального, так и местного регионального значения. Поэтому мы ввели с 1 апреля в федеральный номер каждого города несколько местных полос.

— А прогноз развития самих издательских сетей?

— Мировая практика подтверждает, что будущее за региональными проектами. Издатели обязательно пойдут по этому пути.

Светлана Салтанова,
Expedition Media

-

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ

© 2005 - 20012 "Экспедишн". Все права защищены. Информация об ограничениях
125040, Москва, 3-я ул. Ямского поля, 18. тел. (495) 783-43-44, 783-43-48, info@exp-edition.ru.