Как сложился 2010 год для регионального рынка прессы? На вопросы агентства Expedition Media отвечают представители издательских домов, работающих в регионах России.
Андрей БОНДАРЮК, директор по развитию издательской группы "Парамон" (Челябинск):
- Андрей, какими были приоритеты развития ИГ «Парамон» в 2010 году, в том числе в сравнении с 2009 годом?
- В 2009 году издательская группа «Парамон» во многие разы увеличила промоактивность своих продуктов на местных рынках, поддерживала их качество на докризисном уровне, включая периодичность выхода, качество бумаги, полосность, а также принципиально не поддавалась искушению следовать демпинговому тренду, сложившемуся благодаря ценовой политике конкурентов.
Соответственно, начиная с конца 2009 года, когда на рынках наметилось заметное оживление, весь этот багаж стал тем фундаментом, опираясь на который и «Выбирай», и «Интерьер без границ», и «Курс дела» целеноправленно работали на то, чтобы стать самыми главными выгодоприобретателями восстановления рекламной активности. Прирост поступлений в наши издания в абсолютном выражении был намного выше, чем у других игроков рынка. В результате «Курс дела» превысил в 2010 году докризисные максимумы на 30 процентов, а совокупные сборы сети журналов «Выбирай» не дотянули до аналогичного результата 2008 года считанные проценты.
- Что происходило в 2010 году с сетями журналов «Выбирай» и «Интерьер без границ»? Изменилась ли география сетей?
- Все драматичные изменения в сетях произошли в конце 2008– первой половине 2009 годов. Именно в этот период сеть «Выбирая» стала меньше на четыре города, а «Интерьера без границ» - на три. В этот же период мы взяли на себя и ряд самоограничений на дальнейшее расширение сетей. Та модель франчайзинга, которая процветала до 2008 года, показала свою уязвимость в экстремальных условиях. Слава Богу, нас это коснулось в меньшей степени. Тем не менее, мы приняли решение притормозить, и поставить приоритет качества партнера над скоростью расширения. Мы готовы ждать несколько лет, прежде чем для сотрудничества с нами созреет пусть и консервативный, но во всех отношениях состоятельный игрок местного медиарынка, чем отдавать проект владельцу турагентства или финансово ненадежной «группе инициативных товарищей».
Именно поэтому в 2010 году у нас был лишь один запуск – «Выбирай» в Нижневартовске, который осуществил наш проверенный временем партнер в Сургуте. На фоне бодрых рапортов некоторых журнальных сетей, мы, возможно, и смотрелись бледновато, но зато наши позиции в долгосрочной перспективе будут более устойчивыми.
Впрочем, не обошлось и без грустных событий. Было принято решение окончательно «эвакуироваться» из Перми. Это был один из восьми собственных городов ИГ «Парамон». Пермский рекламный рынок пострадал от кризиса больше других регионов, и весной 2009 года на нем в целях оптимизации был прекращен выпуск «Выбирая», но был оставлен «Интерьер без границ». К осени 2010-го он был абсолютным лидером интерьерной ниши пермского журнального рынка, забирая порядка 50 процентов вращающихся в ней денег. Тем не менее этого было недостаточно даже для самоокупаемости. В обозримой перспективе на этом рынке не просматривалось резкое оживление. Мы посчитали, что усилия и деньги, которые предстоит затратить на дальнейшее поддержание продукта в Перми, несоизмеримы с будущими профитами, а также с теми возможностями, которые мы упускаем по причине отвлечения инвестиционного ресурса. В итоге у пермских компаний появился уникальный шанс обзавестись сразу двумя гарантированно успешными издательскими проектами по партнерской схеме. В других городах-миллионниках такого шанса давно нет уже ни у кого.
- Было ли обновление самих изданий, их содержания, дизайна?
- Мы управляем своими брендами осознанно и на регулярной основе, поэтому все изменения носили плановый характер. Был завершен редизайн «Курса дела», полностью сменил свою графическую модель и логотип «Интерьер без границ», тюнинговые мероприятия затронули и «Выбирай».
- Как в минувшем году трансформировалась конкурентная среда региональной прессы? Продолжался ли кризисный процесс закрытия СМИ? В каких сегментах наблюдался приток новых игроков?
- Как и предполагалось, с первыми же признаками оттепели начался процесс выхода на рынок новых игроков. К сожалению, приходится констатировать, что кризис для этих инвесторов прошел даром – практически все журналы запускаются без какой-либо маркетинговой проработки, или вопреки ее результатам по принципу прорвёмся и война план покажет. Уже неоднократно приводил такой факт – в том же Челябинске ни один журнальный проект, выведенный на рынок после 2003 года, так и не вернул своим владельцам вложенных средств. Ничего не предвещает того, что эта статистика как-то изменится в ближайшие годы. Исключение могут составить лишь те запуски, которые самостоятельно осуществят профессиональные игроки рынка. Если дробить активность новых игроков по сегментам, то запуски происходили в основном там, где конкуренция и без того запредельная: деловые журналы, шопинг-гиды.
- Тенденции-2010 на рынке рекламы в региональной прессе.
- В 2010 году, как и в 2009-м, на рынке правил бал демпинг. Хотя некоторые игроки рынка и взяли курс на сокращение величины скидок, дисконт 50 процентов и более является скорее нормой, чем исключением.
- Прогноз развития отрасли в 2011 году.
- Сборы региональных журналов вырастут в своей совокупности на 15-20 процентов, в основном за счет более живого первого полугодия.
- Планы ИГ «Парамон» на 2011 год.
- Будет продолжено расширение сети журнала «Выбирай». В весеннюю волну журнал выйдет в двух новых городах, о чем будет объявлено дополнительно после подписания всех необходимых документов. Пул на осенний запуск формируется. В стадии проработки рестарт «Интерьера без границ» в одном из городов, где проект был свернут в рамках кризисной оптимизации. Планируется вывод на рынок принципиально нового сетевого продукта. Кроме того идет работа по увеличению доходов издательской группы от спонсоринга, интернета и абсолютно новых видов деятельности, связанных с монетизацией лояльных аудиторий наших изданий.
Справка
-
Издательская группа Paramon работает на региональных рынках с 2000 года. В портфеле ИГ Paramon: журнал «Выбирай», национальный портал vibirai.ru, каталог «Интерьер без границ», ежемесячный деловой журнал «Курс дела».
-
ИГ Paramon — действительный член Гильдии издателей периодической печати, Национальной тиражной службы. ИГ Paramon – восьмикратный обладатель премии Национальной тиражной службы «Тираж – рекорд года». Группа входит в «ТОП-50 ведущих издательских домов России» и «ТОП-25 ведущих издателей журналов» по версии проекта «МедиаСтат» Гильдии издателей России.
-
С 2002 г. ИГ Paramon проводит фестиваль зимнего экстрима BGV ("Большие гонки журнала «Выбирай»"). В настоящий момент BGV-tour – единственный в России, СНГ и Восточной Европе зимний контест, которому присвоен уровень «4 звезды» по международной рейтинговой системе TTR&WSF (Мировая независимая ассоциация прорайдеров&Всемирная федерация сноубординга).
-
С 2003 г. ИГ Paramon выступает организатором общенационального «Фестиваля Неправильного кино». «Фестиваль Неправильного кино» - это две недели арт-хауса на большом экране. В 2010 г. фестиваль прошел в 18 городах России, аудитория фестиваля составила 26 тыс. человек.
-
В 2008 г. ИГ Paramon учредила народную ресторанную премию «Золотая вилка» и одноименный сайт goldenvilka.ru.
© 2011 Expedition Media |