Институт общественного мнения «Квалитас» обнародовал медиапредпочтения жителей Воронежа
Институт общественного мнения "Квалитас" представил результаты опроса жителей Воронежа на предмет выявления лидеров зрительских и читательских симпатий по итогам 2009 года.
Опрос проводился 11-17 декабря 2009 г. методом личного интервью 618-ти воронежцев в возрасте от 18 лет. Исследование проходит ежегодно в течение 10 лет. Горожанам предлагается назвать: самую интересную, на их взгляд, центральную газету, местную газету, лучшую передачу центрального и регионального телевидения, самый интересный кинофильм.
Результаты мониторинга-2009, с одной стороны, подтвердили неизменность предпочтений жителей Воронежа, с другой – выявили ряд новых тенденций местного медиапотребления.
Печатные СМИ
Количество горожан, игнорирующих местную прессу, в 2009 г. несколько сократилось (с 41% до 37%). Первую десятку наиболее часто упоминаемых газет составили:
-
Моё! - 44%
-
Коммуна - 2%
-
Берег - 2%
-
Галерея Чижова - 2%
-
Камелот - 2%
-
Воронежский курьер - 1%
-
Воронежская неделя - 1%
-
Сто советов - 1%
-
Молодой коммунар - 1%
-
Семейная - 1%
Неизменным лидером на протяжении 10 лет остается еженедельник «Мое!», доля которого выросла с 29% в 2000 г. до 44% в 2009-м. Доля остальных перечисленных респондентами изданий в сумме не превышает 15%.
Всего названо 18 региональных газет. Год назад эта цифра была более весомой - 25 изданий. Эксперты рассматривают причину такого изменения в нескольких аспектах. «Во-первых, ряд изданий за последний год закрылся, особенно это касается бесплатной прессы, - отметил в беседе с Expedition Media Александр Романович, исполнительный директор Института общественного мнения «Квалитас». - Во-вторых, часть газет воронежцам стала недоступна по финансовым соображениям: если раньше они позволяли себе выписывать два-три издания, то теперь оставляют одно наиболее интересное. В-третьих, на мой взгляд, многие газеты дублируют друг друга. Поскольку вертикаль власти все прочнее и выше, информация по большому счету исходит из одного официального источника, и все СМИ вынуждены в той или иной степени ее перепечатывать. Критическая составляющая статей, свобода журналистской мысли постепенно ограничиваются, поэтому, зачем приобретать несколько газет, где можно прочесть практически одно и то же? Достаточно выписать одну или не выписывать вообще. Кроме того, в регионе постепенно активизируется Интернет, появились довольно оперативные и интересные сетевые информационные ресурсы».
По итогам опроса, в минувшем году в Воронеже приостановилось падение интереса к федеральным газетам: в 2006 и 2008 гг. заявили, что не читают центральную прессу 46% и 49% респондентов, в 2009-м – 41%. «Судя по результатам, показанным отдельными печатными изданиями, прирост читательской аудитории произошел в первую очередь за счет повышения интереса к газете «Комсомольская правда». Это издание на протяжении всех 10 лет наших наблюдений неизменно возглавляет своеобразный рейтинг читательских симпатий», - отмечается в исследовании.
Всего воронежцы назвали 27 общероссийских печатных СМИ. Прежде всего:
Телевидение
Зрительские предпочтения распределились между 99 телевизионными передачами центрального ТВ и 16-ю – местного. Как в первом, так и во втором случае лидируют новостные программы.
На федеральных каналах помимо новостей воронежцев привлекают игровые и развлекательные передачи. Продолжают терять популярность – юмористические: «Камеди Клаб» занимает только 16 место, «Большая разница» - 18, «ПрожекторПерисХилтон» - 30, «Наша Russia» - 31, а лидер прошлых лет «Аншлаг» на 37 месте.
Топ-10 передач центрального ТВ:
-
Время / Новости (Первый канал) - 14%
-
Вести (канал Россия) - 6%
-
Пусть говорят (Первый канал) - 5%
-
Ледниковый период (Первый канал) - 4%
-
Жди меня (Первый канал) - 3%
-
Что? Где? Когда?(Первый канал) - 2%
-
Новости (НТВ) - 2%
-
Большие гонки (Первый канал) - 2%
-
Человек и закон (Первый канал) - 2%
-
КВН (Первый канал) - 2%
В пятерке программ-лидеров местного телевидения социологи второй год подряд фиксируют четыре новостные передачи:
-
Вести-Воронеж (ВГТРК) - 40%
-
Губернские новости (ТНТ-Губерния) - 9%
-
Обозрение (Рен-ТВ Воронеж) - 5%
-
Воронеж. События. Факты (41 ВТК Аргус) - 1%
«Воронежцы, как и все региональные телезрители, потребляют на местных каналах ту информацию, которую они не могут получить на федеральных, а получить они не могут только новости. Поэтому новостные программы «наращивают» объем зрительских симпатий. Те же передачи, которые ранее составляли хоть и слабую, но конкуренцию новостным выпускам, по итогам 2009 года продолжили терять позиции. Это относится в первую очередь к программам домашне-прикладного характера и о криминальных происшествиях. Возможно, часть контента этой тематики перекочевала в информационные выпуски, наполнив тем самым не слишком бурный поток региональных новостей», - комментирует Александр Романович.
Количество местных программ в Воронеже снижается не первый год. Для сравнения: в 2005-м участники опроса назвали 48 передач, претендующих на звание лучшей, в 2009-м – 16. При этом число воронежских телеканалов с 2005 г. только выросло. Одна из причин подобного противоречия – сокращение эфирного времени местных вещателей федеральными «сетями». Сегодня региональная вставка есть практически на каждом центральном телеканале, представленном в городе, однако ее объем в большинстве случаев регулируется не в сторону увеличения.
Светлана Салтанова
© 2010 Expedition Media |