К XXI веку, по данным проекта «Общественная экспертиза», Курганская область подошла с низкой степенью медийной насыщенности и неблагоприятными условиями для свободы СМИ. Сегодня здесь по-прежнему говорят о зависимости средств массовой информации от различных, прежде всего, политических структур. По количеству зарегистрированных СМИ область занимает предпоследнее место в округе. А возможности медиарекламного рынка ограничены экономическими трудностями Зауралья.
Печатные СМИ В Курганской области зарегистрировано около 120 печатных СМИ. Сколько из них выходят регулярно - неизвестно. Применительно к Кургану следует говорить примерно о 10 основных игроках газетно-журнального рынка. Единственной ежедневной общественно-политической газетой в области является «Новый мир». Это старейшее местное издание, которому через два года исполнится 90 лет. Его учредители - областные администрация, дума и коллектив редакции. Тираж газеты - 17800 экз., 99% расходятся по подписке. По словам Татьяны Менщиковой, главного редактора «Нового мира», за последние два года тираж был увеличен в два раза. Сейчас его нужно сохранить - в условиях роста почтовых тарифов и низкого уровня жизни подписчиков. По мнению Татьяны Менщиковой, одна из проблем «Нового мира» как государственного издания заключается в трудностях, которые создает само государство. «Государство, безусловно, должно иметь собственные СМИ. Однако сегодня они зачастую оказываются в худших условиях, чем частные. Это видно по выборным кампаниям. К примеру, мы, в отличие от частных, обязаны бесплатно предоставлять под выборную агитацию газетную площадь. Во время выборов Президента, депутатов в Госдуму и наших местных «Новый мир» бесплатно предоставил площади на 5 млн. рублей, а платно - всего на 100 тысяч. И нам никто не компенсировал понесенных затрат», - сказала Менщикова. В сегменте общественно-политических еженедельников в Кургане действуют «Вечерний Курган» (существует с 2001 года, учредитель - частное лицо, тираж 10 тыс. экз.), «Зауралье» (существует с 1994 года, учредитель - государственное издательско-полиграфическое предприятие «Зауралье»), «Курган и курганцы» (существует с 1991 года, учредитель - администрация города, тираж 14 тыс. экз.). На рынок информационно-развлекательной прессы в декабре 2004 года вышла газета «Меридиан-Шадринск» - сетевое издание ИД «Провинция» тиражом 19 тыс. экз. Не так давно закрылось региональное представительство еженедельника «Жизнь». Не смог раскрутиться здесь и челябинский телегид «Городской дилижанс». Общероссийских изданий с местными вкладками в Кургане мало. Их региональные составляющие, как правило, телепрограмма и реклама. Самые тиражные - «Комсомольская правда» и «Московский комсомолец». В этом году перестала выходить курганская вкладка в «Аргументы и Факты». Местный партнер «АиФ» - ООО «Зауралье» - теперь занимается новым для города направлением, информационным интернет-порталом «Регион-45.ru». «Такого портала в Кургане нет. В плане развития интернет-СМИ мы на несколько лет отстаем от крупных российских городов», - заявил руководитель интернет-проектов «Зауралья» Александр Филонов. Местные печатные СМИ, по его мнению, страдают низким качеством материалов, отсутствием глубокой аналитики, зависимостью от политических кругов. Самый насыщенный сегмент - газеты частных объявлений. Кроме прочих, с декабря прошлого года в городе выходит «Из рук в руки» - бывшая курганская газета бесплатных объявлений «Деловой базар», приобретенная издательским холдингом «Пронто-Москва». Рекламные бесплатные газеты представлены одной - «Зауральским курьером» с тиражом 40 тыс. экз. Постепенно активизируется журнальный рынок. Пока можно говорить о трех-четырех наиболее заметных местных изданиях развлекательной и рекламной направленности, таких как «Шерами», «Курган Престиж».
Телевидение Телевизионное вещание началось в Кургане 1 августа 1960 года. Сейчас в городе несколько телекомпаний - государственная (Курганская гостелерадиокомпания), муниципальная («Медиаком») и частные («Регион-45» и «Гриф-Медиа»), Телекомпания «Регион-45» на телевизионном рынке Кургана более пяти лет. Работает на трех каналах: «СТС-Курган» (собственная лицензия), «Дарьял ТВ» и «Спорт» (техническое вещание). Муниципальное унитарное предприятие «Медиаком» было создано городскими властями в 2003 году. В 2004 году телекомпании из-за отсутствия лицензии было предписано прекратить собственное вещание на 23 канале. Сегодня она работает по договору с курганским партнером «ТНТ» - компанией «Гриф-Медиа» - и выдает свои программы на первом метровом канале. «Собственных программ у нас нет, - говорит генеральный директор «Гриф-медиа» Сергей Шумков. - Возможность изготовления телепродукта в Кургане есть только у структур, финансируемых из бюджетов разных уровней. Мы заказываем программы у муниципальной телекомпании «Медиаком», которая может заниматься производством на деньги из городского бюджета». С «ТНТ» «Гриф-Медиа» сотрудничает недавно. До этого с 1998 года компания была партнером MTV. Ее доля на местном телерынке невелика. По словам директора, дело не только в рейтинге самого телеканала, но и в технических возможностях: «У нас лицензия на передатчик небольшой мощности, вещательный центр расположен не на ОРТПЦ, соответственно, возможности приема ограничены».
Радио Дата начала курганского радиовещания - 10 октября 1943 года. С этого же времени идет отсчет истории областного радио, входящего в состав Курганской гостелерадиокомпании. Кроме него, в городе действуют несколько коммерческих радиостанций, из которых одна с собственным вещанием и четыре сетевых. При этом из «сетевиков» самостоятельно на рынке работает только местная «Хит-FM», остальные входят в холдинговые структуры. Курганская гостелерадиокомпания ретранслирует «Радио России» и, кроме того, является региональным партнером «Авторадио». В 1996 году с «Радио 101» началась компания «Гриф-Медиа», которая помимо телеканала «ТНТ» включает в себя курганские «Русское радио» (с 1996 года в УКВ-диапазоне, с 1998 года в FM-диапазоне) и «Европу Плюс» (в эфире с 1998 года). В 2002 году на волне 101,5 FM впервые прозвучали позывные радио «За облаками» - единственной курганской станции со стопроцентным собственным вещанием. «За облаками» работает в музыкальном формате. Целевая аудитория 20 - 35 лет. Зона вещания - Курган и 30 км от города. По мнению Алексея Подъянова, промоменеджера «За облаками», открытию еще одной местной станции мешает неуверенность курганских бизнесменов в своих силах: «Люди боятся, что не справятся, не найдут рекламодателей. Мы, кстати, сами долго приучали рекламодателей к тому, что радиореклама нужна. Первые дивиденды у нас пошли совсем недавно». Кроме продажи собственных рекламных возможностей, коммерческая служба радио «За облаками» по договору с КГТРК продает рекламу на «Авторадио - Курган». В феврале этого года учредитель «За облаками» - ООО «Инфомедиабизнес» - выиграл конкурс на частоту 101,1 МГц. Скоро на ней появится «Радио Энергия», и «Инфомедиабизнес» станет структурой, объединяющей две станции.
Рекламный рынок Первое место по объему рекламы в Кургане занимает телевидение. Второе, по разным данным, делят радио и наружная реклама. Третье остается за печатными СМИ. «Раньше у нас были СМИ, которые занимались демпингом. Сейчас их количество уменьшилось, поэтому цены приблизительно везде одинаковы», - считает Михаил Кукушкин, директор телекомпании «Регион-45». По его словам, расценки на телевизионную рекламу в Кургане не очень большие, а ежемесячный объем телерекламы можно оценить примерно в 5 млн. руб. Свой отказ от сотрудничества с MTV в компании «Гриф-медиа» называют экономическим шагом. «Очень тяжело организовать сбыт аудитории MTV среди курганских рекламодателей. Аудиторию «ТНТ» сбывать легче», - прокомментировал Сергей Шумков. Что касается радиоподразделения «Гриф-Медиа», то его рекламные возможности гораздо шире. «Мы стремимся к тому, чтобы наша доля на рынке доходила до 50%, - заметил Шумков. - С серьезными рекламными бюджетами к нам приходят сотовые операторы, компании, торгующие аудио, видео, бытовой техникой». На печатном рынке активизируются журналы, ориентированные на платежеспособную часть населения. Этот сегмент, в отличие от газетного, только начинает развиваться, чем и привлекает рекламодателей. Хорошо продается единственная в городе рекламная газета бесплатного распространения «Зауральский курьер». «Рынок бесплатных газет в Зауралье будет актуален еще года два», - оценил перспективу курганских «бесплатников» Михаил Кукушкин, исполнительный директор группы компаний «Курьер». В Кургане наблюдается бум на наружную рекламу. Одним из первых на этот рынок вышло рекламное агентство «От и до». «Основные виды рекламных конструкций в городе - щиты 3x6. Их ориентировочно около 200. Есть пять пилларсов», - рассказал «НСМИ» Борис Чипижный, директор «От и до». По словам Чипижного, в Кургане с рекламными щитами работают четыре местных и одно московское агентство. Появление новых игроков вряд ли оправдано - на узких городских улицах наружной рекламе уже тесно.
|