Новосибирская телекомпания «Канал 49» появилась в 1998 году. С 2004 года она отказалась от партнерства с федеральными сетями и формирует свой ежедневный 20-часовой эфир самостоятельно.
Как отметил в интервью агентству Expedition Media Сергей Никитин, основатель и директор «Канала 49», такой шаг был вполне логичным и, как подтвердила практика, правильным.
Справка
-
Никитин Сергей Александрович, директор новосибирской телекомпании «Канал 49».
-
Родился в 1958 году.
-
Окончил Новосибирский аграрный университет по специальности защита растений.
-
С 1990 г. начал работу на телевидении.
-
В 1998 г. – основатель телекомпании «Канал 49».
- Сергей Александрович, расскажите о направленности и программной составляющей канала.
- «Канал 49» - это информационно-развлекательный дециметровый телеканал, нацеленный на зрителей 25-55 лет со средним и выше доходом, преимущественно – мужчин.
Аудитория достаточно премиальна, поэтому среднесуточная доля канала, возможно, не очень большая – 3-4%. Но при этом мы конкурируем с объемом новосибирской аудитории РЕН ТВ и опережаем ТВ 3, а количество наших зрителей 25-55 лет сопоставимо с аудиторией СТС, где молодежи много, а взрослых людей, наиболее интересных рекламодателю – меньше.
Канал большей частью фильмовый. Основу сетки составляют киноленты советского и российского производства, зарубежное жанровое кино: боевики, комедии, мелодрамы, детективы, триллеры, фантастика. Несколько часов в день отведено программам собственного производства.
- Какой объем вещания приходится на собственные программы и что они собой представляют?
- 30-35% эфира, то есть более трех часов ежедневно. Думаю, это минимум для того, чтобы канал оставался заметным и не превратился в кинобудку.
По будням выходят новостные выпуски, по субботам - дайджест новостей за неделю «7х7». Каждое утро в эфире трехчасовой канал «Оранжевое утро». Кроме того, есть несколько специализированных проектов: программа для автомобилистов «Белая полоса», кулинарная передача «Есть? Идея!», городское ток-шоу «Студия 49», «Футбол на 49-м».
- Часто обновляете передачи или это уже традиционные продукты?
- Над программами работаем постоянно, это все-таки лицо канала. Сейчас из-за кризиса планов меньше, передачи стали короче, стараемся делать их менее затратными, некоторые пришлось закрыть или приостановить. Но с другой стороны, в этом году запущено несколько новых проектов: «Футбол на 49-м», «Студия 49», музыкальный конкурс «Ордынка-2009», думаем о передаче для женщин.
- Как меняются интересы новосибирского телезрителя, чем он интересуется сегодня?
- Есть общие тенденции, которые, на мой взгляд, касаются не только Новосибирска. Еще год-два назад можно было говорить о тренде в сторону развлекательного телевидения. Сейчас я вижу несколько другие приоритеты. Как мне кажется, наблюдается больший интерес к советскому, к ценностям той эпохи, общество пытается на что-то опереться и ищет эту опору в прошлом. То, что мы раньше показывали с меньшей зрительской отдачей - те же советские фильмы – теперь, наоборот, идет успешно. Хотя мы продолжаем оставаться развлекательным каналом для взрослых.
- В чем, по-вашему, преимущества местного телевидения перед федеральным? За счет чего оно может конкурировать с центральными каналами в своем регионе?
- Преимущества, конечно, у федеральных каналов, но наша конкурентоспособность – в ориентировании на местные новости, местный рынок, местных знаменитостей, которых мы сами подчас и создаем. Свежий пример - наш музыкальный конкурс «Ордынка-2009», который нашел и показал молодых новосибирских эстрадных исполнителей.
Местное телевидение изначально ближе к проблемам региона и к потребности населения в локальной информации. Оно нацелено на контакт со зрителем, и, что немаловажно, имеет для этого возможности – в рамках собственного программного продукта.
- Вы работаете с продакшн-студиями? Ощущается их активность в регионах?
- Основную часть программ мы делаем сами, но сотрудничаем и со студиями. В Новосибирске это независимая студия «Репортер», у которой канал купил проект «Маленькие радости большого города». В Красноярске – студия «Город» с программой про путешествия «За границей» и кулинарной передачей «Изюминка», которую мы объединяем с нашей «Есть? Идея!» и получаем дневной «Вкусный час».
Определенная тенденция к активности таких компаний есть. В городах появляются продакшн-студии, которые производят на тех или иных условиях региональный продукт, не замахиваясь на московское вещание. Каналам работать с ними выгодно, в нашем случае стоимость продукции студий не очень высокая, они просто дают рекламу в своих передачах.
- Актуален ли в таком случае отход регионального телевидения от производства программ к их приобретению?
- По большому счету, собственное производство – это не задача канала. Задача канала – вещать. Но в провинции, как мне кажется, возможны разные варианты. Если говорить о концентрации усилий, то почему бы не производить самим, если это получается? Если иметь в виду бюджетирование, финансирование, то выгоднее – через студии. Хотя в реальности многие продакшны являются подразделениями тех же телекомпаний – аффилированными структурами, которые производят для определенного канала.
- Основные категории рекламодателей «Канала 49»?
- Мебель, одежда, строительные и отделочные материалы, автозапчасти, медицинские услуги, ювелирные изделия. То есть средние и мелкие местные предприниматели. Сетевой московской рекламы у нас практически нет.
- Почему? Для вас это проблема?
- Это не проблема. Когда телеканал выходит на собственное программирование, он должен готовиться к тому, что у него не будет московской рекламы. Просто по той причине, что рекламодатели не знают возможностей канала и привыкли работать с сетями. Когда мы, например, вещали ТВ 3 с худшими результатами по долям по рейтингам, федеральная реклама у нас была. Рекламодатели видели канал в Москве, понимали, что это за проект, а понять из Москвы, что представляет собой местный телеканал, им сложно.
- Оптимальный вариант организации продаж рекламы для несетевого канала?
- Основатели СТС, с которого мы начинали, советовали: отдавать на аутсорсинг можно что угодно, кроме продаж. Конечно, лучше продавать рекламу самим. Однако рассматривать нужно все варианты. Вполне возможно, что на рынке есть опытное агентство, которое обеспечивает хорошие деньги, тогда почему бы нет? Мы, к примеру, работаем с рекламным агентством, но в нашем случае это тоже не совсем аутсорсинг, скорее, сотрудничество с людьми, к которым есть доверие.
- Каким образом в 2009 году изменились реклама на «Канале 49» и ваша рекламная политика?
- Уменьшился объём рекламы, используются ролики более короткого хронометража, изменилась структура рекламодателей – резко снизилась доля строительных компаний, агентств недвижимости, автодилеров.
Канал не понижал цен на размещение, но начал практиковать специальные предложения. Мы полностью отказались от прибыли на производстве рекламы. Теперь стараемся получать прибыль только с распространения. Соответственно, появились более дешевые пакеты, которыми рекламодатели пользуются: у заказчиков ведь тоже стало меньше денег, к тому же, живя в Новосибирске, они видят отдачу от нашей рекламы.
- Насколько сократился объем новосибирского рынка телерекламы в этом году?
- Итоговых цифр пока нет, но в целом, картина приблизительно та же, что дает Видео Интернешнл - 30%.
- В Новосибирске 20 эфирных каналов, два из них – несетевые. Как, по-вашему, будет развиваться ситуация: московский бизнес поглотит местное телевидение?
- Все, что можно было купить, уже куплено. Один из двух каналов – губернский, он принадлежит Новосибирской области, второй наш – частный и мы тоже вряд ли его продадим.
- Конкуренция со стороны кабельных каналов чувствуется?
- Еще недавно кабельные каналы развивались очень бурно, буквально за несколько лет их доля выросла с 1-2% до 6-7% и они составили нам определенную конкуренцию. Но сейчас движение приостановилось, и развитие пойдет гораздо медленнее с учетом затяжного характера кризиса.
- Наиболее острые, на Ваш взгляд, проблемы регионального ТВ.
- На первом месте нехватка денег для развития, на втором - недостаток кадров. Профессионалов в регионах редко где готовят, а от людей многое зависит. Нам удалось создать канал, потому что в Новосибирске была необходимая концентрация денег и компетентных людей, пришедших в свое время на телевидение. Во многих городах нет ни того, ни другого, следовательно, меньше возможностей для развития местных телеканалов.
- А наступление сетей?
- У сетей, как это ни странно, те же проблемы – деньги и люди, поэтому конкурировать с ними на самом деле можно. Мы работали с двумя сетями, до сих пор поддерживаем отношения с ними и видим, что у них не все получается так, как хотелось бы.
- То есть разговоры о том, что сети постепенно поглотят местные каналы, безосновательны?
- Региональное телевидение, сейчас, наоборот, получает стимул к развитию. Я не знаю, с каким форматом это будет связано – кабельное вещание, цифровые технологии, но совершенно очевидно, что у регионов есть потребность говорить о себе, и она будет удовлетворена, как только появятся дополнительные технические возможности.
Светлана Салтанова
© 2009 "Экспедишн" |