Cпециалисты «Исследовательской фирмы «ГОРТИС» провели анализ рекламы в прессе Санкт-Петербурга в январе-июне 2009 года.
Анализ проводился по 44–м петербургским изданиям и 23-м товарным категориям путем регулярного мониторингового исследования, осуществляемого сотрудниками фирмы. Объектом исследования является модульная и строчная (в таблицах) реклама в анализируемых газетах и журналах.
Метод сбора информации — прямой замер фактических размеров рекламных объявлений фирм (модульной рекламы), площади платных рекламных таблиц и регистрация содержания. Ввод и обработка данных осуществляется по уникальным программным методикам, разработанным специалистами ИФ «ГОРТИС». Программное обеспечение позволяет хранить не только шаблоны рекламных объявлений и их текущие параметры — размеры, размещение, но и полную информацию о рекламодателе.
Расчет затрат рекламодателей по каждому из изданий и каждой из товарной категории производится по прайс-листам изданий, включая НДС, и с учетом возможных надбавок за место размещения (первая и последняя полосы), цвет, а также — для «Делового Петербурга» — с учетом размещения на текстовых или рекламных полосах. Данные о доходах изданий приводятся в рублях.
Количество рекламных объявлений, размещенных в анализируемых изданиях
Сравнение всех показателей производится по сопоставимым спискам изданий. Так, в связи с очередным изменением совокупности обрабатываемых изданий для сопоставления динамики использовался список 43 изданий, без учета данных по «Комсомольской правде» (ежедневный выпуск «Комсомольской правды в Петербурге» включен в отчет с января 2009 г.). Данные по изданиям «Дело» и «Асток-Деловая неделя» были оставлены в суммарных данных за предыдущие периоды (в связи с кризисом издания перестали выходить).
Далее ИФ «ГОРТИС» представляет информацию по пяти лидирующим петербургским изданиям и некоторые обобщенные данные.
Динамика сводных показателей рекламного рынка 2008 — 2009 гг.
Затраты фирм-рекламодателей по изданиям анализируемого списка (руб.)
Издание |
январь — июнь 2009 г. |
январь — июнь 2008 г. |
Изм. %% |
июль-декабрь 2008 г. |
Изм. %% |
Метро |
249 720 025 |
285 550 960 |
-12,5 |
378 735 107 |
-34,1 |
Панорама TV |
180 424 558 |
264 400 559 |
-31,8 |
262 019 056 |
-31,1 |
Деловой Петербург |
155 746 599 |
239 612 484 |
-35,0 |
265 403 878 |
-41,3 |
Центр Plus |
114 208 955 |
158 974 426 |
-28,2 |
157 169 218 |
-27,3 |
Собака.ru |
84 225 181 |
128 748 620 |
-34,6 |
128 903 058 |
-34,7 |
Данные по 44-м изданиям |
1 731 762 695 |
2 373 530 895 |
|
2 574 316 987 |
|
Данные по 43-м издания сопоставимого списка |
1 724 469 606 |
|
-27,3 |
|
-33,0 |
В Санкт-Петербурге затраты на рекламу в газетах и журналах (включая вкладки в федеральные издания) за первое полугодие 2009 г. можно оценить в 1 млрд. 731,8 млн. рублей (по сопоставимому с прошлым периодом списку 1 млрд. 724,5 млн. руб.). Это на 27,3% меньше, чем было в первой половине 2008 г. и на 33% меньше, чем во втором полугодии 2008 г.
На первом месте по вырученным от рекламы доходам за отчетное полугодие вновь оказалась газета «Метро». Доходы издания от модульной рекламы составили 249 млн. 720 тыс. рублей, что составляет 14,4% всех доходов, полученных изданиями. По сравнению с сопоставимым полугодием 2008 г. доходы «Метро» сократились на 12,5%, а по сравнению со вторым полугодием 2008 г. — на 34,1%. Второе место в отчетном полугодии принадлежит «Панораме TV» — 180,4 млн. руб., что на 31,8% меньше, чем за сопоставимый период 2008 г. и на 31,1% от уровня второй половины 2008 г.
Площадь модульной рекламы в анализируемой прессе (кв. см)
Издание |
январь — июнь 2009 г. |
январь — июнь 2008 г. |
Изм. %% |
июль — декабрь 2008 г. |
Изм. %% |
Реклама-Шанс |
2 590 372 |
4 373 007 |
-40,8 |
4 611 761 |
-43,8 |
Из рук в руки |
1 437 981 |
3 731 322 |
-61,5 |
3 382 457 |
-57,5 |
Деловой Петербург |
719 006 |
1 260 748 |
-43,0 |
1 385 189 |
-48,1 |
Метро |
682 927 |
874 157 |
-21,9 |
1 095 219 |
-37,6 |
Мой район (обобщенный) |
337 303 |
429 603 |
-21,5 |
454 518 |
-25,8 |
Данные по 44-м изданиям |
10 341 229 |
17 630 249 |
|
17 662 267 |
|
Данные по 43-м издания сопоставимого списка |
10 285 618 |
|
-41,7 |
|
-41,8 |
За первое полугодие 2009 г. рекламодатели разместили в изданиях анализируемого списка рекламных объявлений общей площадью 10,3 млн. кв. см. С учетом табличной рекламы площадь приобретенной рекламодателями площади изданий составила 11,1 млн. кв. см.
Макроструктура рекламной площади по всем анализируемым изданиям характеризуется 16,6% долей модульной рекламы в общей площади изданий и 17,8% долей совокупной (с учетом строчной рекламы в таблицах) рекламной площади.
По сравнению с сопоставимым периодом 2008 г. все показатели существенно уменьшились. Так, площадь модульной рекламы по сравнению с первой половиной 2008 г. стала меньше на 41,7%, а по сравнению с предыдущим полугодием — на 41,8%. Суммарная рекламная площадь стала меньше на 42,1% от уровня первой половины 2008 г. и на 42,1% — от уровня второй половины 2008 г.
В отчетном полугодии «Реклама-Шанс» оставалась лидером по объему модульной рекламы среди изданий анализируемого списка. Второе место заняли «Из рук в руки. Тройку лидеров традиционно замыкает «Деловой Петербург».
По показателю совокупной (с учетом строчной рекламы в таблицах) рекламной площади лидерство также удержала «Реклама-Шанс». Суммарная рекламная площадь «Рекламы-Шанс» составила 2,7 млн. кв. см. «Из рук в руки», но уступают «Рекламе Шанс» около 1 млн. кв. см. Суммарно эти два издания размещают 40% рекламной площади анализируемой совокупности изданий.
Количество рекламных объявлений, размещенных в анализируемых изданиях
Издание |
январь — июнь 2009 г. |
январь — июнь 2008 г. |
Изм. %% |
июль-декабрь 2008 г. |
Изм. %% |
Реклама-Шанс |
22 561 |
36 568 |
-38,3 |
34 976 |
-35,5 |
Из рук в руки |
12 119 |
30 794 |
-60,6 |
24 472 |
-50,5 |
Центр Plus |
11 197 |
14 146 |
-20,8 |
14 025 |
-20,2 |
Деловой Петербург |
10 095 |
13 549 |
-25,5 |
14 249 |
-29,2 |
Метро |
9 165 |
10 768 |
-14,9 |
13 467 |
-31,9 |
Данные по 44-м изданиям |
105 468 |
161 874 |
|
156 224 |
|
Данные по 43-м издания сопоставимого списка |
105 078 |
|
-35,1 |
|
-32,7 |
За период январь-июнь 2009 г. рекламодатели разместили 105,5 тыс. рекламных объявлений. Количество рекламных модулей стало меньше на 35,1% по сравнению с первой половиной 2008 г. и на 32,7% — со второй половиной 2008 г. Численность рекламодателей составила около 9 тыс. фирм.
Товарные категории – лидеры рекламного рынка 2008 – 2009 гг.
В отличие от прошлых периодов в отчетном полугодии наиболее значимыми для изданий были рекламодатели, специализирующиеся в области предоставления медицинских услуг, затем компании предоставляющие услуги производственного характера, в частности по ремонту, и только на третьем месте инвестиционно-строительтельные компании и агентства недвижимости. Компании, занимающиеся продажей автомобилей, оказались за пределами группы лидеров — бюджет этой товарной категории все лишь шестой по величине.
Товарная категория |
Затраты рекламодателей, руб. |
|
|
Январь – июнь 2009 г. |
|
Медицина, Спорт |
217 344 137 |
|
Услуги производственного характера |
207 978 346 |
|
Недвижимость, строительство жилья |
185 759 338 |
|
Услуги непроизводственного характера |
125 593 598 |
|
Информационные сообщения, имидж |
119 197 608 |
|
Январь – июнь 2008 г. |
|
Недвижимость, строительство жилья |
277 594 412 |
|
Услуги производственного характера, стройматериалы, топливо |
229 955 228 |
|
Медицина, Спорт |
213 827 499 |
|
Информационные сообщения, имидж |
207 131 118 |
|
Автомобили, запчасти, автосервис |
205 130 977 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- http://www.gortis.ru |
|