Из доклада Ирины Васильевой, генерального директора ЗАО «Нева-Пресс» на XVI Международном семинаре Ассоциации распространителей печатной продукции.
В Петербурге и Ленинградской области издаётся более 250 наименований периодической печатной продукции, из которых локальные издания составляют 23% от всего товарооборота. Совокупный тираж ежемесячно продаваемой газетной продукции по всему региону составляет более 10 млн. экземпляров и обеспечивает по 2,5 экз. на каждого жителя Санкт-Петербурга старше 16 лет. При этом доля реализованного тиража газет в 2008 году составила 72% от общего объёма периодической продукции.
Абсолютным лидером по реализации тиражей являются телегиды, далее следуют информационно-развлекательные и рекрутинговые тематики. Рост продаж в I квартале 2009г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается в сегментах телегидов, развлекательно-информационных, общественно-политических и изданиях по трудоустройству.
В Северо-Западном регионе издаются более 150 журналов. За последние несколько лет в Санкт-Петербурге наблюдалось стабильное развитие журнального сектора, что послужило созданию прогнозной модели роста реализации в 2008 и 2009 гг., однако под воздействием финансового кризиса результаты продаж значительно отстали от ожидаемых.
На территории региона распространяется более 100 бесплатных изданий с заявленным совокупным тиражом свыше 25 млн. экземпляров в месяц. Эти издания представлены в категориях: досуг и развлечения, общественно-информационные, рекламные, телегиды, узкоспециализированные (B2B, корпоративные).
В докризисное время наиболее доходной категорией являлась «Досуг и развлечение». Точное попадание в высокодоходную аудиторию обеспечивала система презентационного распространения в элитных жилых комплексах, автосалонах, бутиках, ресторанах, фитнес-клубах, салонах красоты и отелях. Снижение рекламных бюджетов поставило под угрозу данное направление. Сегодня происходит сокращение географии распространения, снижение тиражей, снижение качества рекламодателей, снижение рейтингового канала рекламы, постепенное сокращение доли рынка.
Информационные бесплатные издания сократились по тиражам незначительно, т.к. изначально проекты были ориентированы на массовое потребление и адекватную стоимость рекламных площадей. Наиболее ярким примером данной категории является проект газеты «Метро». При тираже 400 000 экземпляров аудитория одного номера газеты «Метро» составляет 957 000 читателей. Есть мнение о том, что в период кризиса подобные проекты могут составить существенную конкуренцию платной прессе.
Большинство печатных изданий имеют интернет-версии. На конец 2009 г. в Рунете насчитывалось 4392 сайта СМИ. Ежемесячная аудитория российских интернет-СМИ составляет порядка 38 млн. человек. За последний год месячная посещаемость Интернет-ресурсов СМИ выросла на 45 % и составляет более 175 млн. посещений.
По данным TNS, за 2008 г., в сравнении с 2007 г., объём рекламных площадей в петербургской прессе сократился на 1,3%. Лидерами по рекламным доходам являются ежедневные газеты и рекламные издания. Наибольший спад произошёл в рекламных печатных изданиях, уже в четвёртом квартале 2008 г., объёмы рекламных площадей в них сократились более чем на 8%. Основными товарными категориями, размещавшими рекламу в периодике в 2008 г., являлись: торговые организации, услуги управления финансами, автотранспорт, услуги по операциям с жилыми помещениями.
На издательском рынке отмечаются:
-
оптимизация издержек, сокращение зарплат и штатов
-
борьба за рекламные бюджеты и рост конкуренции
-
закрытие нерентабельных проектов
-
сокращение доходов издателей от рекламы
-
смещение приоритетов с увеличения рекламных доходов, на увеличение доходов от реализации
-
сокращение полосности (до 20% в некоторых изданиях), тиражей, периодичности выходов, переход на более дешёвую бумагу, снижение качества продукта
-
развитие интернет-версий печатных СМИ. В отдельных случаях полный переход в цифровой формат
-
сокращение бюджетов на маркетинг и продвижение наблюдалось осенью, в настоящий момент ситуация стабилизировалась
-
смещение покупательского спроса в сегмент изданий более низких ценовых категорий
-
рост потребительского спроса на местные издания
В связи с сокращением рекламных доходов в Санкт-Петербурге издатели увеличили цены на свою продукцию в период кризиса в среднем на 20%, что привело к увеличению конечных розничных цен и перераспределению потребительского спроса в сторону продукции более низкого ценового диапазона.
За последнее время снижение потребительской активности произошло в сегменте дорогих глянцевых изданий, прежде всего из-за снижения доходов населения и перераспределения бюджетов в пользу других товарных групп. Вместе с тем, не упал спрос на издания средней ценовой категории, так как в данную нишу входят наиболее рейтинговые тематические группы, такие как: телегиды и информационно-развлекательные. Повышение спроса произошло в нише дешевых изданий, которые формируют тематики: трудоустройство, информационные и развлекательные. |