Автосегмент – один из тех, кто с началом кризиса наиболее серьезно сократил рекламу в региональной прессе. Это «увело» с рынка часть местных автомобильных журналов. Что представляют собой оставшиеся и как они намерены пройти опасный экономический поворот?
В феврале 2009 г. агентство Expedition Media провело анкетирование руководителей автомобильных журналов крупнейших региональных центров РФ. На вопросы ответили главные редакторы 22 изданий из 12 городов-миллионников.
Опрошены представители только локальных (местных) журналов и межрегиональных (нефедеральных) проектов.
Получена информация по общим характеристикам данных СМИ (учредители, выходные данные, портрет аудитории), содержанию, рекламной политике, системе распространения, особенностям работы в новой экономической ситуации, состоянию рынка автомобильной прессы городов.
Опрос выявил много схожего: в параметрах изданий, их редакционных установках, проблемах, оценках последствий кризиса. А также показал, что, несмотря на все катаклизмы, основные рекламные площадки в регионах сохраняются: автомобильные журналы живы и планируют развиваться.
Общие характеристики журналов*
1. Учредители и издатели
100% опрошенных изданий - коммерческие проекты. Большинство учреждено обществами с ограниченной ответственностью (13 изданий из 22-х) и физическими лицами (шесть изданий).
В более 75% случаях издательская деятельность является основной для учредителей СМИ.
Около половины автомобильных журналов работают в составе медиагрупп, объединяющих прессу разных форматов. В частности:
- ИД «Издатель», Ростов-на-Дону (журналы «Автоарена», «Реальный Бизнес», HI HOME, PLEASURE),
- ИД «Проспект», Омск (журналы New Auto, The Chief, «Бизнес Недвижимость», «СОМ», «Новый Адрес», газеты «Автопроспект», «Лучшие вакансии», «Проспект» и др.),
- ИД «Премьер», Омск (журналы «АвтоОмск», «Теленеделя. Омск», «Омская Недвижимость», «Элитная Недвижимость», «Омские новостройки», «Коммерческая недвижимость», газета «Денежный вопрос»),
- ИД «Все для Вас», Волгоград (специализированное издание «Автоград 34», газеты «Все для Вас», «Ваша газета», «Ваш Дом. Волгоград»),
- ИД «Эпиграф», Новосибирск (журналы «Автосалон», «Дорогой Новосибирск», газеты «Метрополис-Новосибирск», «Эпиграф»),
- ИД «Предприниматель», Екатеринбург (журналы «Урал Трак техника», «Печатный бизнес», «Продуктовый бизнес», «Мебель крупным планом», «Урал Трак сервис», «Строительные материалы и услуги» и др.).
На этом фоне исключение из правил – издательства, специализирующиеся на автомобильной прессе. Таковым среди участников опроса было одно - ИД «Автовитрина», Санкт-Петербург (газета «Автовитрина Петербурга», журналы «Лучший АвтоВыбор», «Оборудование для автосервиса», «Коммерческий автотранспорт», «Специальная техника»).
2. Выходные данные
Основная масса журналов открылась в 2002-2007 годах. Наряду с ними присутствуют как старожилы, так и новички. Ряд изданий работают с конца 90-х годов: «АвтоОмск» (1997 г.), «Автостоп» (Екатеринбург, 1998 г.), «Колеса», «Лучший АвтоВыбор» (Санкт-Петербург, 1998 г.), «Иномарка» (Нижний Новгород, 1999 г.). В прошлом году вышли в свет новосибирский «Автосалон», казанский Crazy CAR, уфимский «Штурман».
Автомобильные журналы в городах-миллионниках, как правило, выпускаются ежемесячно (45% опрошенных) либо еженедельно (около 25%). В отдельных случаях практикуется периодичность 10 раз в год, два раза в месяц, раз в три или два месяца.
Заявленные тиражи – от 1,5 тыс. до 50 тыс. экземпляров. Около половины изданий заявляют тиражи от 10 тыс. экземпляров.
Объем изданий в целом колеблется от 24-48 до 160-200 страниц. Около 70% журналов (15 СМИ) выходит объемом до 100 страниц.
18 анкетируемых из 22-х определили формат своего журнала как рекламно-информационный, два – рекламный, по одному – «реклама/частные объявления» и «информационно-аналитический».
3. Читатели
Целевую аудиторию в большинстве изданий видят приблизительно одинаково. Около 65% ориентировано на читателей 25-45 (20-55) лет. 18% нацелено на более широкий охват: от 18-20 до 60-70 лет.
Половина изданий работает для мужчин и женщин, оставшиеся - исключительно для мужчин, кроме челябинского журнала «АвтоЛеди» (женщины, средний возраст – 27 лет).
Практически все рассчитывают на читателя со средним и выше (или высоким) доходом – топ-менеджеров, собственников предприятий, менеджеров среднего звена, госслужащих. В отдельных случаях исходя из специфики журнала заявлена узкая аудитория (автомеханики, инженеры, маркетологи, профессионалы в сфере автоперевозок и др.).
«Параметры» потенциального читателя вне зависимости от сферы занятости следующие: владельцы отечественных и импортных авто, желающие купить или поменять автомобиль, интересующиеся мировым и российским автопромом и автоспортом, любители путешествий.
* Основные характеристики участников опроса - см. таблицу.
Территория и способы распространения
90% журналов - локальные проекты. Межрегиональные сети строят только два ИД: ростовский «Издатель» (журнал «Автоарена» - Ростов-на-Дону, Краснодар, Волгоград) и омский «Проспект» (журнал New Auto - Омск, Красноярск, Новосибирск, Тюмень).
Большая часть тиража всех журналов реализуется в городе (от 70 до 95% экземпляров).
22% изданий распространяют тираж в административном центре и других городах региона.
36% выходят за пределы своего региона (5-10% тиража).
Дистрибуция 42% журналов ориентирована только на региональную столицу.
Издания используют все основные каналы дистрибуции: розничную продажу, подписку, бесплатное распространение. Практически каждое СМИ в разной степени сочетает указанные способы.
Бесплатное распространение в качестве основного назвали 45% опрошенных, продажу в розницу – более 20%. Стопроцентную реализацию в розницу (или розница + подписка) практикуют лишь два журнала.
Основными местами бесплатного распространения автомобильных журналов в городах-миллионниках являются:
- автосалоны,
- автомойки,
- автомагазины,
- автосервисы,
- автопредприятия,
- автошколы,
- спортклубы,
- ГИБДД,
- автомобильные выставки,
- автомобильные «пробки»,
- фитнес-клубы,
- элитные отели,
- администрации города и региона,
- банки,
- страховые компании,
- бары,
- рестораны,
- торговые центры,
- борта авиакомпаний,
- поезда местных отделений РЖД.
Далеко не все издатели заявили о существовании собственной редакционной службы распространения. Тем не менее, в 55% редакций такая служба есть.
Содержание
Можно выделить три группы существующих автомобильных журналов: для широкой (в рамках специального интереса) аудитории, для профессионалов (спецтехника, оборудование, грузоперевозки и т.д.), а также издания журнального формата – каталоги (фотообъявления, продукция автосалонов, реестры автотоваров, услуг и т.д.).
Наличие собственного контента отметили в 80% СМИ. В большинстве случаев редакционные (нерекламные) материалы составляют 60%-70% содержания. Журналистами изданий готовятся:
- новости,
- репортажи,
- интервью,
- комментарии экспертов,
- аналитические и популярные статьи,
- тест-драйвы,
- фотоссесии, фотоотчеты.
Большинство рубрик сконцентрировано на автомобильной или околоавтомобильной тематике. Издания из разных городов, как правило, содержат информацию о новинках авторынка, автомобильном законодательстве, автокредитовании, страховании, уроки водительского мастерства, автомобильные истории VIP-персон, путеводители по автомагазинам, автосалонам и сервисам, юридическую консультацию, комментарии, советы сотрудников ГИБДД, статьи об экстремальных видах спорта и т.д. В изданиях для женской аудитории кроме тематических материалов присутствуют рубрики о психологии, семье, здоровье.
В использовании материалов из других источников (Интернет) признались 36% опрошенных. Объем перепечаток варьируется от 5% до 50% в зависимости от характера и редакционных установок издания.
К Интернету обращаются «как к источнику цифр, результатов экспертиз, тестов, материалов, используемых для последующей переработки». Информация со стороны также привлекается в качестве российских и мировых новостей, гороскопов, сканвордов, анекдотов. В каталогах автообъявлений изредка используются объявления из открытых Интернет-источников («в случае недостаточности редакционных материалов для завершения формирования рубрик по конкретным маркам автомобилей»).
Проблемы издателей
Общими для издателей разных городов являются проблемы:
- кадров (до 80% опрошенных),
- полиграфических услуг (около 70%).
Абсолютное большинство отметило трудности с подбором журналистов и работников рекламных служб. Издательские сети испытывают определенные сложности с кадрами в филиалах: «Недостаток опыта в организации редакционных тест-драйвов. На момент открытия филиальной сети головной редакции приходилось ездить в коммандировки и тестировать машины самостоятельно, чтобы избежать падения уровня контента».
В числе «проблемных» специалистов также дизайнеры, фотографы, PR-менеджеры. В двух изданиях ощущают недостаток квалифицированных управленцев.
Кризисное закрытие других СМИ дает потенциальную «рабсилу», однако кадрового голода не ликвидирует. По крайней мере, оптимистично на этот счет высказались только в одной редакции («в связи с кризисом кадровых проблем нет»).
Практически 100% журналов (за исключением двух СМИ) печатаются в типографиях своего города. При этом сложности на данном этапе отсутствуют у 40% издателей. Остальные сталкиваются с высокой стоимостью и несоответствующим ей качеством типографских услуг.
В меньшей степени (по сравнению с кадрами и полиграфией) акцентировано внимание на распространении. В преимущественно бесплатных журналах этот вопрос не посчитали больным. В продающихся указали на монопольное положение «Роспечати», большую плату за вход в розничные сети, «накрутку» стоимости журнала операторами розницы, монополизацию рынка супермаркетов.
В одной редакции испытывают диктатуру издателя в отношении содержания и дизайна проекта. В некоторых названа проблема работы с официальными дилерами и автопроизводителями: сложности с получением качественных иллюстраций, отношение федеральных представительств к региональной прессе («из автомобильных компаний с регионами работает только Ford, из шинников – только Nokian Tyres. Все остальные ориентированы исключительно на федеральные СМИ»).
Для 55% актуальны сложности в сотрудничестве с рекламодателями и недостаточный объем рекламы. Кризис актуализировал новые «трамплины» – резкое сокращение заказов и трудности с неплатежами рекламодателей. При этом сам кризис в качестве отдельной проблемы назвали лишь шесть из 22-х опрошенных.
Реклама
Доля рекламы в структуре доходов большинства автомобильных журналов – от 80%. Стопроцентно на рекламные деньги, исходя из ответов, живут 32% СМИ.
Объем рекламы в содержании изданий колеблется от 25% до 100%. Более чем в половине изданий он превышает 40%.
Виды рекламы, размещаемой в журналах:
- модульная,
- имиджевая,
- PR-сопровождение,
- в отдельных случаях: спонсорство, прайс-листы автосалонов, заказные статьи.
В основном издания практикуют сочетание имиджевой и модульной рекламы. Наиболее часто 50% опрошенных используют модульное размещение.
Исключительно с местными рекламодателями работают только в двух СМИ. В остальных случаях соотношение региональных и федеральных заказов обычно составляет 80-90% к 20-10%.
Ключевые рекламодатели абсолютного большинства СМИ – представители автобизнеса (официальные дилеры, автосалоны, автосервисы, производители запчастей, грузоперевозчики, магазины автохимии, автокосметики и т.п.), а также – банки и страховые компании.
В числе «неавтомобильных» клиентов чаще всего встречаются: турфирмы, бутики имиджевых аксессуаров, магазины мужской и женской одежды, производители алкогольной и табачной продукции, салоны красоты, медицинские учреждения, лизинговые компании, рестораны, развлекательные заведения.
Рекламная политика журналов разная. Кто-то декларирует «индивидуальный подход к рекламодателям по виду услуг и оплаты рекламных площадей», предлагает «услуги на любой бюджет». Кто-то реализует свою систему «воспитания» клиентов: «отказ от работы в части освещения мероприятий и товаров с теми компаниями, которые не дают рекламу в журнал, всевозможные бонусы и бесплатные дополнительные услуги для тех, кто подаёт рекламу». Впрочем, однозначно общим сегодня можно считать одно – корректировку рекламной политики с учетом кризиса.
Журналы в новых экономических условиях
Свои подходы к работе с рекламодателем и ценовую политику в кризисное время пересмотрели в половине СМИ. Основные изменения:
- увеличение скидок и бонусов,
- расширение практики взаимозачетов,
- акцент на комплексные пакеты предложений, в том числе с использованием своих Интернет-площадок,
- оплата в рассрочку,
- снижение цен, появление новых дополнительных услуг и непрофильной рекламы.
Трансформировались параметры изданий. Уменьшение рекламы привело к урезанию количества полос (45% журналов) и периодичности выхода (40%). В последнем случае журналы либо временно сократили частоту выпуска, либо приостановили выход до марта-апреля.
Сжаты штаты, зарплаты, гонорарный фонд, хозяйственные расходы.
В четырех СМИ заявили об изменении содержания. Как со знаком «минус»:
- «в связи с отсутствием рекламодателей практически исчезли тест-драйвы рекламной формы»; «за счет уменьшения количества полос уменьшилось количество публикуемых автообъявлений».
Так и со знаком «плюс»:
- «расширение тематики, увеличение объёмов бесплатных материалов из-за освобождения площадей, ранее занятых рекламой» («Иномарка», Самара),
- «кризис поспособствовал наполнению издания. Появились новые, острые темы, требующие освещения в прессе. В связи с проблемами в данном сегменте рынка как следствие более пристально внимание, растущий интерес аудитории» («Штурман», Уфа).
Планы редакций на текущий год зависят от общей экономической погоды и активности рекламного рынка. Вместе с тем ставятся вполне конкретные задачи развития:
- введение новых рубрик,
- продолжение строительства журнальной сети,
- выпуск приложений,
- более активное продвижение журнала (промоакции, реклама на радио, ТВ, средствах наружного размещения),
- возврат на позиции прошлого года (объем, периодичность),
- увеличение тиража, в том числе на фоне закрытия других изданий.
Рынок автомобильной прессы и последствия кризиса
На вопросы о состоянии рынка автомобильной прессы регионов и влиянии на него кризиса ответили в 15 журналах.
Слабую насыщенность местной автомобильной печатью (главным образом глянцевыми журналами) отметили в Уфе, Нижнем Новгороде, Челябинске, Самаре, Новосибирске, Казани. Как ранее заполненный, но быстро сокращающийся, охарактеризовали рынок Омска.
Сегмент в городах «поделен по формату и контенту»:
- «стабильнее всего положение изданий, базирующихся на частных объявлениях и мелких рекламодателях» («Автостоп», Екатеринбург),
- «рынок автомобильной прессы в тех городах, где распространяется наш журнал (Ростов-на-Дону, Краснодар, Волгоград) достаточно насыщен. Но 95% изданий - это еженедельные газеты с частными объявлениями о продаже б/у автомобилей. Они рассчитаны на массовый сегмент и аудиторию с низким и средним уровнем доходов» («Автоарена», Ростов-на-Дону),
- «насыщенность рынка автомобильных изданий в Самаре и Тольятти слабая. Помимо «Иномарки» издаются лишь два журнала с плавающей периодичностью Плюс – две-три газеты автомобильной тематики, размещающих небольшие рекламные модули, строчную рекламу и объявления… В любом случае, 90% автомобильных и околоавтомобильных изданий в Самаре и Тольятти носят рекламно-информационный характер и распространяются бесплатно» («Иномарка», Самара).
Последствия кризиса для сектора автопрессы с точки зрения главных редакторов автомобильных журналов городов-миллионников:
- закрытие части проектов,
- расширение тематики изданий или переориентация на темы туризма, отдыха, экстремальных видов спорта,
- сохранение и укрепление позиций крепких изданий со сложившейся базой рекламодателей, эффективным менеджментом, лояльной аудиторией,
- сокращение тиражей и периодичности,
- кадровые перестановки,
- улучшение качества контента журналов.
В целом руководители автомобильных изданий настроены на то, что специализированных СМИ кризис коснется в меньшей степени, чем, к примеру, «гламурного глянца». Однако о тенденциях пока говорят осторожно, предлагая дождаться середины года. Задача сегодняшнего дня – остаться на плаву и адаптироваться к экономической реальности.
Светлана Салтанова
* Общие характеристики автомобильных журналов – участников опроса:
Издание,
город |
Начало выхода,
период-ть |
Объем
(стр.) |
Тираж
(экз.) |
Формат
|
Crazy Car, Казань |
январь 2008,
раз в три месяца |
76 |
2 тыс. |
рекламно-
информационный |
New Auto, Омск
(Красноярск,
Новосибирск,
Тюмень) |
июль 2007,
ежемесячно |
160-
200 |
20 тыс. |
рекламно-
информационный |
"Автоарена",
Ростов-на-Дону
(Краснодар,
Волгоград) |
2003,
ежемесячно |
от
132 |
7 тыс. |
рекламно-
информационный |
"Автоград 34", Волгоград |
2006,
еженедельно |
40 |
7 тыс. |
рекламно-
информационный |
"АвтоЛеди", Челябинск |
сентябрь 2007,
10 раз в год |
64-94 |
5 тыс. |
рекламно-
информационный |
"АвтоОмск", Омск |
январь 1998,
еженедельно |
до
150 |
4020 |
рекламный |
"Автосалон", Новосибирск |
июнь 2008,
два раза в месяц |
80 |
7 тыс. |
рекламно-
информационный |
"Автостоп", Екатеринбург |
март 1997,
ежемесячно |
60-80 |
7 тыс. |
рекламно-
информационный |
"АвтоУрал", Екатеринбург |
июль 2006,
ежемесячно |
80-88 |
10-25
тыс. |
рекламно-
информационный |
"Автошанс", Новосибирск |
февраль 2004,
раз в две недели |
88 |
15 тыс. |
рекламно-
информационный |
"Иномарка", Н. Новгород |
февраль 1999,
10 раз в год |
80-126 |
10 тыс. |
рекламно-
информационный |
"Иномарка.Самара-
Тольятти" |
декабрь 2002,
ежемесячно |
72 |
9-11
тыс. |
рекламно-
информационный |
"ИнтерАВТО", Н. Новгород |
февраль 2002,
ежемесячно |
76 |
8 тыс. |
рекламно-
информационный |
"Каталог автообъявлений",
Уфа |
май 2002,
еженедельно |
48 |
2,9-4,5
тыс. |
реклама/
частн. объявления |
"Колеса", С.-Петербург |
лето 1998,
ежемесячно |
128-
160 |
50 тыс. |
рекламно-
информационный |
"Коммерческий
Автотранспорт",
С.-Петербург |
2004,
ежемесячно |
48-62 |
15 тыс. |
рекламно-
информационный |
"Лучший АвтоВыбор",
С.-Петербург |
1998,
еженедельно |
96-128 |
20 тыс. |
рекламно-
информационный |
"Пермский Автокурьер",
Пермь |
февраль 2000,
еженедельно |
28-40 |
1,5-2
тыс. |
рекламный |
"Скорость", Самара |
ноябрь 2004,
ежемесячно |
от 24 |
10 тыс. |
рекламно-
информационный |
"Специальная техника",
С.-Петербург |
2006,
раз в два месяца |
48 |
8 тыс. |
рекламно-
информационный |
"Урал Трак", Екатеринбург |
июль 2003,
два раза в месяц |
72 |
6,8
тыс. |
рекламно-
информационный |
"Штурман", Уфа |
декабрь 2008,
ежемесячно |
94-120 |
10 тыс. |
рекламно-
информационный | © 2009 "Экспедишн" |