Компания "TNS Санкт-Петербург" озвучила итоги 2008 года. Прирост объемов местного рекламного рынка (реклама на радио, телевидении, в прессе, наружная реклама) в денежном выражении в 2008 году составил 36% по отношению к 2007 году.
Измерения доходов от рекламы производятся исследовательской компанией на основе официальных прайс-листов без учета скидок и налогов.
Телевидение
Средняя продолжительность просмотра телевидения в Петербурге в 2008 году несколько увеличилась по сравнению с 2007 годом (с 3,8 часа до 3,9 часа). Это связано, в первую очередь, с летними трансляциями Чемпионата Европы по футболу и Олимпиады в Пекине. В среднем за прошедший год в Петербурге телевизор смотрели чуть больше (3,9 часа, или 232 мин), чем в среднем по России (3,7 часа, или 221 мин) (города с численностью 100 тыс. +).
Лидерами по доле аудитории среди всего населения Петербурга старше 4 лет по-прежнему остаются телеканалы «большой тройки» - «Первый канал» (18,3%), НТВ (15,6%), «Россия» (13,9%). Увеличить долю петербургской аудитории в 2008 году удалось каналам НТВ, «Домашний», «Звезда», «Вести», а также ряду специализированных кабельных каналов. Аудитория НТВ выросла за счет того, что канал продолжает делать ставку на криминальные сериалы: 2007 год — 17,7%, 2008 год — 19,8% (сравнивается средняя доля сериального показа в первой половине 2007 и 2008 годах в предпрайме и прайм-тайме будних дней). Телеканал «Домашний» увеличил свою аудиторию за счет программы «Дела семейные с Еленой Дмитриевой» и двух сериалов: «Она написала убийство» и «Пуаро Агаты Кристи».
Общей тенденцией телевизионного рынка можно назвать увеличение общей доли аудитории специализированных каналов и дальнейшую фрагментацию телеаудитории.
Два телеканала в 2008 году переориентировались в большей степени на мужскую аудиторию — это «Рен ТВ» и ТВ3. ТВ-3 провел ребрэндинг и стал позиционироваться как «Настоящий мистический» телеканал.
Одна из интересных особенностей петербургского телесмотрения — это любовь горожан к футболу. Так, если в целом по России в топ-5 самых популярных программ за год вошло только два футбольных матча, то в Петербурге все пять позиций принадлежат футболу.
Общая стоимость реализованного рекламного времени увеличилась в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 45%, что свидетельствует о продолжающейся медиаинфляции. При этом объем выкупленного локального времени сократился на 10% по отношению к предыдущему году. Стоит учитывать также тот факт, что расчеты производятся по официальным прайсам, а в связи с начавшимся ещё в 2008 году кризисом реальная ситуация по объемам затрат рекламодателей могла значительно отличаться и в меньшую сторону.
Тенденция к постоянному сокращению локальной рекламы, по-прежнему, сохраняется. В ушедшем году объем местной рекламы составлял лишь 22%.
Радио
В 2008 году доля всех холдингов, кроме РМГ («Русская медиа группа»), изменилась не существенно. В 2008 г. представляется возможным выделить радиостанции «Балтийской медиа группы (БМГ) «Балтика» и «Радио Зенит» в самостоятельный радиохолдинг, представленный на петербургском рынке двумя и более радиостанциями.
Положительную динамику демонстрируют станции запущенные в Петербурге в 2007 году : «Юмор FM», Business FM, «Кекс FM» «Радио Ваня».
Лидерами среди молодежной аудитории (12-29 лет) являются радиостанции «Рекорд», «Европа Плюс», Love Radio. У людей в возрасте от 30 до 54 наибольшей популярностью пользуется «Дорожное радио», лидирующее с большим отрывов от конкурентов. В группе слушателей старше 55 лет верхние строчки рейтинга занимают «Радио России» и «Радио Петербург».
Основными категориями товаров и услуг рекламировавшихся на радио в 2008 году являлись: услуги в области торговли; массовые мероприятия; транспорт и сопутствующие товары; услуги связи; средства массовой информации.
Пресса
В 2008 году в сравнении с 2007 годом объем рекламных площадей в петербургской прессе сократился на 1,3%, при этом доходы от рекламы выросли на 5,7% (в анализ включен фиксированный список из 54 изданий входящих в мониторинг в течение полных 2007 и 2008 годов).
Лидерами по рекламным доходам являются ежедневные газеты и рекламные издания. На рекламные издания приходится более 60% всех рекламных площадей. При этом рекламные издания ощутили изменения, связанные с финансовым кризисом уже в четвертом квартале 2008 года, так как объемы рекламных площадей в них сократились более чем на 8%. В журналах еженедельных и более редких, а также в ежедневных газетах в четвертом квартале не наблюдается сокращение рекламных площадей по отношению к первым трем кварталам 2008 года.
Основными товарными категориями, дававшими рекламу в периодической печатной прессе в 2008 года можно назвать: торговые организации, услуги управления финансами, автотранспорт, услуги по операциям с жилыми помещениями. |