Объем рекламы в прессе в октябре упал на 9%
Продолжавшийся последние пять лет рост рекламных доходов российской прессы закончился в октябре: в этом месяце объем рекламы по сравнению с аналогичным периодом 2007 года снизился на 9%, подсчитала исследовательская компания TNS Media Intelligence. Первыми сократили свои бюджеты ритейлеры, производители водки, риэлтеры и автомобильные дилеры. Провальным для прессы будет первый квартал 2009 года, уверены эксперты.
Объем рекламы, подсчитанный в полосах форматах А2 в прессе, в октябре 2008 года снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 9%, до 42 тыс. полос, следует из результатов мониторинга рекламы TNS Media Intelligence более 1 тыс. изданий в 13 городах России. Падение объемов показали все типы изданий за исключением ежедневных. Условия по скидкам в прессе в октябре принципиально не менялись, напоминает гендиректор рекламного агентства EuroPublicity Вадим Кудряшов. Следовательно, в денежном выражении совокупные рекламные сборы издательских домов в октябре 2008-го оказались ниже, чем год назад. По итогам первых девяти месяцев пресса демонстрировала устойчивый рост: по оценке Ассоциации коммуникационных агентств, объем рекламы в денежном выражении увеличился на 14%, до 40,2-40,4 млн руб.
Крупнейшими рекламодателями в прессе в октябре оказались банки. Объем рекламы их услуг, по данным TNS Media Intelligence, вырос на 35%, до 1,2 тыс. полос формата А2. Локомотивом категории стал Газпромбанк, выкупивший по сравнению с октябрем 2007 года в шесть раз больше полос (до 320) и ставший по этому показателю крупнейшим рекламодателем октября 2008 года. Увеличилась также реклама банковских вкладов (на 236%, до 315 полос), продажа коттеджей и таунхаусов (на 182%, до 365 полос), женской и мужской одежды (на 54%, до 363 полос), авиаперевозчиков (на 52%, до 128 полос). Падение рекламных объемов продемонстрировали такие категории рекламодателей, как "легковые автомобили" (на 17%, до 1,2 тыс. полос), "риэлтерские услуги" (на 15%, до 504 полос), "ритейл" (на 9%, до 391 полосы), "водка" (на 45%, до 179 полос). Директор по маркетингу водочной компании "Синергия" Олег Ясин соглашается, что производители крепкого алкоголя осенью начали оптимизировать свои расходы, сокращая маркетинговые бюджеты.
Данные TNS Media Intelligence о начавшемся в октябре падении рекламных сборов подтверждают и издатели. В "Аргументах и фактах" и "Экстре М" объем рекламы в октябре почти не вырос, а в ноябре началось падение на 5-15% в зависимости от издания, признает гендиректор холдинга "Медиа 3" Александр Страхов. "С учетом того, что первые девять месяцев наши издания показывали значительный прирост, например, "АиФ" - более 30%, а "Экстра М" - более 10%, падение сейчас очень ощутимо", - признается он. Директор по маркетингу ИД "Пронто-Москва" (газета "Из рук в руки") Сергей Орехов отмечает, что сегмент рекламно-информационных изданий больше всего ощущает падение объемов рекламы со стороны рекламодателей в сегменте "работа": "Последние два месяца мы ощущаем падение рекламных объемов на уровне 15-20%, в то время как в прошлом году был прирост более 15%". По данным TNS Media Intelligence, вакансии предприятий уже в октябре во всей прессе в целом снизились на 21%, до 667 полос. Впрочем, директор службы рекламы ИД "Комсомольская правда" Владислав Гемст отмечает пока лишь снижение темпов роста в октябре-ноябре до 7-8% против 25% в январе-сентябре.
Абсолютно провальным для прессы будет первый квартал 2009 года, уверен Вадим Кудряшов из EuroPublicity. По его словам, у одних рекламодателей до сих пор еще нет понимания относительно своей активности в следующем году, другие уже заложили снижение продаж и, соответственно, урезали свои рекламные бюджеты. |