По данным пресс-службы и информации аппарата областной администрации, в Читинской области выпускаются более 70 печатных изданий (28 из которых - районные газеты), выходят в эфир программы семи лицензированных радиостанций и семи телестудий. История читинских государственных СМИ насчитывает десятки лет. В декабре 2005 года отметит вековой юбилей старейшая из газет - «Забайкальский рабочий» (ежедневная общественно-политическая газета, тираж - девять тысяч экземпляров, учредители - коллектив редакции, областные Дума и администрация). В прошлом году исполнилось 40 лет читинскому телевидению и 75 - радио (в настоящее время зона вещания ГТРК «Чита» — почти 100% территории области). Негосударственные СМИ появляются на рынке с 90-х годов прошлого века. В 1991 году вышел первый номер еженедельника «Ваша реклама», принадлежащего частному предпринимателю Михаилу Степанову. Сейчас в медиаимперии предприниматель имеет шесть еженедельных газет: общественно-политическая «Эффект» (тираж 26 тысяч экземпляров, распространяется в Чите и районах области), специализированная «Забайкальское подворье» (тираж 6,5 тысяч, распространяется в Чите и районах), «Ваш кроссворд» (тираж 2 тысячи), рекламно-информационные «Ваша реклама» (тираж 29 тысяч, распространяется в Чите и районах) и «Ваша реклама-плюс» (тираж 50 тысяч, бесплатная, распространяется в Чите по почтовым ящикам), а также единственная местная FM-радиостанция «Популярное радио» (зона вещания - областной центр и близлежащие населенные пункты, аудитория - около 350 тысяч человек). В 1996 году начал осваивать читинский медиарынок другой предприниматель, владелец торговой сети «Славянский-Электроника» Андрей Любин. Сейчас в его бизнесе: областной общественно-политический еженедельник «Экстра» (тираж - 32 тысячи экземпляров), информационно-рекламный «Все объявления» (тираж 10,5 тысяч), криминальная газета «Дело №» (выходит два раза в месяц, тираж 12,5 тысяч) и читинское представительство радиостанции «Европа Плюс» (зона вещания - Чита и близлежащие населенные пункты, аудитория - около 350 тысяч). В 1993 году появилась альтернатива Читинской государственной телерадиокомпании - телекомпания «Альтес». В 1996 году заработало сетевое «Русского радио». В 1998 - телеканал «СТС», в 2004 — MTV (аудитория каждого - в пределах 400 тысяч). В общей сложности доля частных СМИ (как электронных, так и печатных) от общего числа действующих в Чите составляет приблизительно 30%.
Печатные СМИ Областная администрация выступает учредителем, помимо «Забайкальского рабочего», еженедельника «Азия-Экспресс» (тираж 4 тысячи экземпляров), который выпускает приложения «Чита спортивная» и «Чита литературная». Из бюджетов муниципальных образований финансируются районные газеты (общий тираж - свыше 60 тысяч) и газета «Читинское обозрение» (еженедельное издание администрации и Думы Читы). Около десяти СМИ - ведомственные. Самая крупная из них - газета Забайкальской железной дороги «Забайкальская магистраль» (тираж 17,7 тысяч экземпляров, выходит с 1933 года, распространяется по предприятиям дороги в Читинской и Амурской областях). Три газеты относятся к разряду изданий политических и общественных объединений, четыре заявлены как религиозные. Остальные (их около 30) - разного плана, в том числе ориентированные на определенный возраст: недавно отметившая свое десятилетие детская газета «Чадо» и «Молодежная газета» (еженедельное приложение к «Забайкальскому рабочему» тиражом 3 тысячи экземпляров). Газетный рынок более-менее наполнен, но иначе обстоят дела с рынком журнальным. Журнальный бизнес в Читинской области практически не развит. Выходят всего два журнала: «Ресурсы Забайкалья» и «Забайкалье: наука, культура, жизнь». Оба имеют научную направленность и держатся только за счет денег из бюджета области. Важным этапом в истории печатных СМИ стали постсоветские годы. Из-за отсутствия средств в казне муниципальных образований нависла угроза приостановки выпуска «районок». Прекратила существование одна из самых массовых областных газет «Комсомолец Забайкалья». На грани банкротства оказался «Забайкальский рабочий». Выход из кризиса начался в 2000 году. Тогда вступил в силу закон Читинской области об экономической поддержке районных газет. В этом же году появилась определенность в отношении «Забайкальского рабочего» - учредителями был принят новый устав, усилено финансирование из областного бюджета. Издание выжило, резко сократив тираж (для примера - в середине 80-х тираж доходил до 164 тысяч экземпляров). Сейчас часть своих расходов «Забайкальский рабочий» покрывает за счет рекламы, объем которой в последние четыре года увеличился в десять раз и составляет не менее 500 тысяч рублей в месяц. «Забайкальский рабочий» издает четыре приложения, включая журнал, и к 2006 году планирует стать акционерным обществом. Определились и позиции частных СМИ. Главные конкуренты здесь - предприятия Степанова и Любина. Они же - лидеры на рекламном рынке. Абсолютным фаворитом можно считать «Вашу рекламу». 13 лет назад еженедельник первым занял рекламную нишу, и теперь является единственным печатным СМИ, которое приносит учредителю прибыль. Правда, в феврале этого года у «Вашей рекламы» появился серьезный соперник - Забайкальская железная дорога запустила в Чите бесплатный информационно-рекламный еженедельник «Бизнес-ритм» с тиражом 60 тысяч. Одна из общих проблем - распространение по области. Газетчики зависимы от монополиста - федеральной почтовой службы, которая доставляет продукцию подписчикам с большим опозданием. Открытым остается и вопрос сотрудничества с Читинской областью центральных СМИ. Попытки печатных СМИ федерального значения выйти на читинский рынок были не очень удачными. Так, с 2001 года в Чите функционирует представительство «Комсомольской правды». Однако попытки местной «Комсомолки» раскрутиться закончились тем, что сейчас ее полосы заполняются только рекламой. «Известиям» Чита неинтересна по трем причинам - население меньше миллиона, экономика развита слабо, город не входит в опросный лист TNS Gallup Media. Пока самым стабильным представителем федерального центра остается «Деловой вторник», два года выходящий вкладкой в «Забайкальский рабочий».
Электронные СМИ Читинские электронные СМИ немногочисленны: партнеры сетевых каналов (REN-TV, MTV, «CTC»), радиостанций («Русское радио», «Европа Плюс»), а также сугубо местные «Популярное радио», ГТРК «Чита», телеканал «Альтес» (он же вещатель REN- TV), несколько районных телестудий и радиостанций. Самая старшая - «Популярное радио» (в эфире с 1995 года). Самая молодая - «Европа Плюс» (с 2003). По интересу слушателей лидирует «Русское радио-Чита». В 2005 году в городе появится представительство «Радио Сибирь» (г. Томск). Главные телеканалы - «Альтес» и ГТРК «Чита». «Альтес» был создан 11 лет назад бывшими сотрудниками из Читинской государственной телерадиокомпании. Тогда канал создавался силами пяти человек, работавших на непрофессиональном оборудовании. Сейчас команда увеличилась в десять раз, канал завоевал аудиторию собственными программами, в первую очередь - оперативной информационной. Читинская ГТРК за эти годы тоже кардинально изменилась. Урезано тематическое вещание, увеличилось количество часов на новости, усовершенствована техническая база. «В прошлом году осилили ремонт телевизионной студии. Теперь такой же ремонт ведется в доме радио, - рассказывает заместитель председателя ЧГТРК Игорь Кунгуров. - По инвестиционной программе ВГТРК получили хорошую сумму для закупки оборудования и недавно запустили новую студию. Дом радио перешел на вещание с компьютерной техники. На телевидении развиваются компьютерные монтажи». Все нерайонные СМИ работают преимущественно на Читу с населением 317 тысяч человек. До недавнего времени даже самая мощная телерадиоструктура - ГТРК «Чита» - транслировала свои программы всего на 40% территории области, да и то при плохом качестве сигнала. Положение удалось исправить с помощью совместного с федеральным бюджетом проекта по установке спутникового оборудования, и теперь охват приближается к 100%. Продвижение в область «Альтеса» ограничивается финансовыми соображениями. По словам главного редактора телекомпании Галины Маклаковой, основной доход дает Чита, продвигаться в районы, где живут в основном небогатые бюджетники, нерезонно. Поэтому борьбы за рекламодателя между «Альтесом» и ГТРК «Чита» практически нет. Рекламодатели у телеканалов разные, соответственно охвату вещания. Рекламу на ГТРК заказывают те, кому важно заявить о себе за пределами Читы, а «Альтес» выбирают рекламодатели, заинтересованные в читинской аудитории.
Между государством и бизнесом «Рекламных условий для появления нового канала нет. У нас все разобрано», - считает Галина Маклакова. Такое положение характерно для всего читинского медиарынка. По количеству СМИ он достаточно свободен, но новички приходят сюда нечасто. Причина - состояние местного рекламного рынка. Основные рекламодатели уже поделены между СМИ, а новых нет. При этом нельзя сбрасывать со счетов то, что население области - в основном люди с малой покупательной способностью. СМИ трудно заработать денег на экономическую независимость. Остается опора на государство или бизнес-структуры. Например, в числе учредителей частной телекомпании «Альтес» - областная и городская администрации. А частные газеты и радиостанции держатся благодаря торговому и прочему бизнесу учредителей. Таким образом, проблемы читинских СМИ - это проблемы региона. Будет экономический рост, пойдут в Забайкалье инвестиции, заработают местные производители, значит, и медиарынок активизируется. Тем более что сейчас он стабилен. Об этом свидетельствует тот факт, что в 2004 году с него ушла только одна газета.
|