НА ГЛАВНУЮ БАЗА ДАННЫХ О КОМПАНИИ НОВОСТИ АНАЛИТИКА  

ГИД ПО РЕГИОНАМ РОССИИ

АДЫГЕЯ республика  
АЛТАЙ республика  
АЛТАЙСКИЙ край  
АМУРСКАЯ область  
АРХАНГЕЛЬСКАЯ область  
АСТРАХАНСКАЯ область  
БАШКОРТОСТАН республика  
БЕЛГОРОДСКАЯ область  
БРЯНСКАЯ область  
БУРЯТИЯ республика  
ВЛАДИМИРСКАЯ область  
ВОЛГОГРАДСКАЯ область  
ВОЛОГОДСКАЯ область  
ВОРОНЕЖСКАЯ область  
ДАГЕСТАН республика  
ЕВРЕЙСКАЯ АО  
ИВАНОВСКАЯ область  
ИНГУШЕТИЯ республика  
ИРКУТСКАЯ область  
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ р-ка  
КАЛИНИНГРАДСКАЯ область  
КАЛМЫКИЯ республика  
КАЛУЖСКАЯ область  
КАМЧАТСКИЙ край  
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ р-ка  
КАРЕЛИЯ республика  
КЕМЕРОВСКАЯ область  
КИРОВСКАЯ область  
КОМИ республика  
КОСТРОМСКАЯ область  
КРАСНОДАРСКИЙ край  
КРАСНОЯРСКИЙ край  
КУРГАНСКАЯ область  
КУРСКАЯ область  
ЛЕНИНГРАДСКАЯ область  
ЛИПЕЦКАЯ область  
МАГАДАНСКАЯ область  
МАРИЙ ЭЛ республика  
МОРДОВИЯ республика  
МОСКОВСКАЯ область  
МУРМАНСКАЯ область  
НЕНЕЦКИЙ АО  
НИЖЕГОРОДСКАЯ область  
НОВГОРОДСКАЯ область  
НОВОСИБИРСКАЯ область  
ОМСКАЯ область  
ОРЕНБУРГСКАЯ область  
ОРЛОВСКАЯ область  
ПЕНЗЕНСКАЯ область  
ПЕРМСКИЙ край  
ПРИМОРСКИЙ край  
ПСКОВСКАЯ область  
РОСТОВСКАЯ область  
РЯЗАНСКАЯ область  
САМАРСКАЯ область  
САРАТОВСКАЯ область  
САХАЛИНСКАЯ область  
СВЕРДЛОВСКАЯ область  
СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ р-ка  
СМОЛЕНСКАЯ область  
СТАВРОПОЛЬСКИЙ край  
ТАМБОВСКАЯ область  
ТАТАРСТАН республика  
ТВЕРСКАЯ область  
ТОМСКАЯ область  
ТЫВА республика  
ТУЛЬСКАЯ область  
ТЮМЕНСКАЯ область  
УДМУРТСКАЯ республика  
УЛЬЯНОВСКАЯ область  
ХАБАРОВСКИЙ край  
ХАКАСИЯ республика  
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АО  
ЧЕЛЯБИНСКАЯ область  
ЧЕЧЕНСКАЯ республика  
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ край  
ЧУВАШСКАЯ республика  
ЧУКОТСКИЙ АО  
ЯКУТИЯ (республика САХА)  
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АО  
ЯРОСЛАВСКАЯ обл.  

АНАЛИТИКА


09.03.2005    Архангельск: проверка севером

В настоящее время, по данным областного Управления печати и массовой информации администрации Архангельской области, на местном медиарынке работают около 100 печатных и электронных СМИ. Помимо географического положения, на состоянии средств массовой информации сказываются особенности экономического развития региона. Это, прежде всего, устоявшаяся структура производства и небогатый рекламный рынок.

Печатные СМИ
Печатные СМИ Архангельска развиваются в условиях жесткой конкуренции. Издания стараются выжить — кто самостоятельно, кто в составе медиа-объединений. В холдинг «АТК Медиа» (существует с 1998 года, включает в себя рекламное агентство «Видео Интернешнл-Архангельск», электронные и печатные СМИ) входят пять газет различной направленности - рекламно-информационные «Наш северный край» (тираж 80 тысяч) и «Стройэкс-пресс» (тираж 82 тысячи), общественно-политическая «Аргументы и факты в Архангельске» (тираж 15 тысяч), «Телепрограмма АТК» (тираж 11 тысяч) и информационно-развлекательный еженедельник «Ведомости Поморья».
«Часть прибыли других изданий «АТК Медиа» идет на поддержку нашего, потому что пока мы убыточны», - говорит главный редактор «Ведомостей Поморья» Виктор Филиппов. «Ведомости» выходят с 2002 года. Полтора года назад тираж составлял 1500 экземпляров, сейчас - 6800. «Этот рост небольшой, - признается главный редактор. - Мы распространяемся только в Архангельске. При выходе на область могли бы набрать еще несколько тысяч. Но в наших условиях продвигаться в область сложно. Огромная территория, небольшое население и плохие дороги делают доставку газет затратной. Даже у Архангельска своя специфика — город для доставки неудобный, потому что вытянут вдоль Северной Двины на 44 километра».
В ноябре 2003 года соучредителем «Ведомостей Поморья» стала администрация Архангельска. С муниципалитетом работают по договору. «Прямого финансирования нет, - соглашается начальник управления по внешним связям, туризму и информации администрации Сергей Намойлик. - По закону о местном самоуправлении мы обязаны публиковать ряд материалов, законов и постановлений в прессе. Эти услуги газетам и оплачиваем». Кроме «Ведомостей Поморья», публикации признаются официальными в газете «Архангельск» (ежедневная городская, тираж 10 тысяч).
По мнению Виктора Филиппова, особенно сложно в Архангельске приходится общественно-политическим изданиям. Причина в невостребованности тематики. Тем не менее, таких изданий здесь немало. Их средний тираж около 10 тысяч экземпляров. В числе наиболее заметных — «Архангельск», «Аргументы и факты в Архангельске», «Правда Севера» (ежедневная областная газета, средний тираж - 22 тысячи), «Независимый взгляд» (еженедельник, тираж 10 тысяч), «Правда Северо-Запада» (еженедельник, тираж 9 тысяч). С последней в прошлом году был связан крупный скандал - в ноябре уволился весь творческий коллектив во главе с главным редактором. В местной прессе назывались разные причины такого исхода, в том числе конфликт с учредителем - компанией «Базовый элемент».
По словам Сергея Намойлика, особенно динамично в Архангельске развивается рынок рекламных газет: «Я знаком с несколькими издателями таких СМИ, они говорят, что больших проблем с набором рекламы не испытывают. В последние годы тиражи рекламных газет растут, ежегодно появляются одна-две новых, постепенно идет распределение зон влияния».
Недавно в Архангельске прекратила существование местная редакция газеты «Жизнь». Однако с марта этого года Север начал осваивать «Курьер Беломорья» - еженедельник московского издательского дома «Провинция». «Курьер» выходит на 24 полосах тиражом 8,5 тысяч. «Ниша, которую мы обычно занимаем в разных регионах, здесь пустует, - объясняет причины прихода «Провинции» в Архангельскую область шеф-редактор ИД Вадим Юрков. Планируется, что приблизительно через год «Курьер Беломорья» увеличит тираж до 35 тысяч.
Высокая концентрация СМИ характерна и для журнального рынка города. «Архангельск, как никогда, богат СМИ. Тяжело работается всем», - сказала коммерческий директор журнала «Поморская столица» Надежда Калашник. По ее словам, «Поморская столица» входит в число ведущих журналов города, среди которых женский «Покупай настроение» и развлекательный «Шоколад». «Поморская столица» - ежемесячное деловое издание с тиражом 35 тысяч. Выходит в рамках издательского дома «СК». Бесплатно доставляется в администрации, офисы, распространяется на бортах авиакомпаний, через сеть «Роспечати». На появление конкурентов в журнале смотрят скептически. «Мы давно заняли свою нишу и интенсивно ее осваиваем. Новички здесь не приживутся», - полагает Надежда Калашник.

Телевидение и радио
Самые крупные игроки на архангельском рынке электронных СМИ - ГТРК «Поморье» и телекомпания «АТК Медиа».
В сегменте местного эфирного телевидения они единственные. «АТК Медиа» - традиционно городское телевидение. Сейчас компания работает на седьмом метровом канале как сетевой партнер «СТС» с вещанием на три крупных города области. Потенциальная аудитория - около 500 тысяч человек. ГТРК охватывает примерно 800 тысяч телезрителей и столько же радиослушателей.
Как сказал председатель архангельской гостелерадиокомпании Вениамин Тунгусов, недавний переход в статус филиала ВГТРК не привел к непредсказуемым последствиям: «Мы чувствуем себя спокойно. Даже если произойдет сокращение кадров, наши сотрудники не останутся без работы». Основание для спокойствия - существование областного канала «Двина». Этот совместный проект ГТРК «Поморье» и областного фонда поддержки развития телевидения и радио начал реализовываться в прошлом году. Сейчас новостные и тематические передачи канала смотрят в Архангельске и в 18 районных центрах. «Двина» -  сетевой партнер «ТВЦ» - вещает ежедневно в течение часа на девятой метровой частоте. «На своей девятой кнопке мы работаем давно. Просто сейчас сменили партнера и благодаря областному каналу вышли за пределы Архангельска», - пояснил Вениамин Тунгусов.
По мнению председателя «Поморья», конкуренции с «АТК Медиа» у телерадиокомпании нет. У каждого своя аудитория, а рекламой вообще занимается одна структура - «Видео Интернешнл-Архангельск». Территориальное отделение «Видео Интернешнл» работает в Архангельской области с 2003 года. ГТРК сотрудничает с ним второй год. «Каждый должен заниматься своим делом, - считает Тунгусов. - Мы с нашей коммерческой службой прошли тяжелый путь и в итоге решили, что лучше доверить рекламу специалистам».
На радиорынке Архангельска с советских времен сохраняет свое присутствие государство в лице проводного радио «Поморье». Частный сектор представлен семью радиостанциями FM-диапазона, шесть из которых входят в состав холдинга «АТК Медиа». К последним относятся: «Европа Плюс - Архангельск», «Русское Радио -Архангельск», «Авто-радио» (первая автономная радиостанция Архангельска), «Общественное российское радио - Архангельск», «Радио Шансон», «Наше радио». Радиостанции начинали вещание с 1995 по 2001 годы. Аудитория - 750 тысяч жителей городов и районов Поморья.
Первой коммерческой радиостанцией города была «Европа Плюс - Архангельск». Станция появилась 10 лет назад. «Мы полностью окупаем себя, - говорит ее генеральный продюсер Елена Мищенко. - Раньше, конечно, прибегали к кредитам. Сейчас положение более стабильно». На «Европе» трудятся 12 человек. Местное вещание - два часа полного эфира с рекламными вставками. Три раза в день выходят новости, которые в «АТК Медиа» готовит единая информационная служба. Елена Мищенко считает, что имеющихся радиостанций для Архангельска достаточно. У слушателей есть выбор на любой вкус. Единственное, чего не хватает, - музыки ретро. «Но мы в этом направлении работаем», - добавила она.
Несетевых станций в городе две. Уже упомянутое «Авто-радио» и «Регион 29» («Р29») - Никакой русской музыки. Полная противоположность прочим городским радиостанциям - так определила особенности «Р29» управляющая делами станции Юлия Чецкая. «Форматы архангельских радиостанций со временем становились идентичными, не отличались ни голоса ведущих, ни манера подачи информации, ни музыкальная подводка. Поэтому мы захотели создать нечто новое», - объясняет она причины возникновения «Региона 29». Чуть больше года работали в тестовом режиме, потом выиграли конкурс на вещание на частоте 107,4 FM. Сегодня эта частная музыкально-информационная станция вещает круглосуточно на Архангельск, Северодвинск, Новодвинск и прилегающие к ним районы. Кроме музыки на волне 107,4 FM ежечасно звучит программа «Новости 29», которую здесь так же называют альтернативной - за счет того, что новостные сообщения не повторяются, и, кроме обычных новостей, присутствует информация «интересная для прослушивания». «Р29» живет за счет рекламных поступлений. В отличие от «Авто-радио», станция не входит в холдинг, поэтому местный, в частности, рекламный, радиорынок здесь оценивают со своих позиций: «он в плачевном состоянии — в том смысле, что все сосредоточено в одних руках».

Новости СМИ -

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ

© 2005 - 20012 "Экспедишн". Все права защищены. Информация об ограничениях
125040, Москва, 3-я ул. Ямского поля, 18. тел. (495) 783-43-44, 783-43-48, info@exp-edition.ru.