Печатное пространство Татарстана – одно из самых заполненных в стране. На информационном поле региона существенно количество государственной прессы. Местные коммерческие газеты и журналы конкурируют с многочисленными «сетевыми» проектами.
В республике зарегистрировано свыше 825 печатных СМИ. 106 из них относится к категории государственных.
Почти все госиздания работают в составе регионального медиахолдинга ОАО «Татмедиа», образованного в 2007 г. в результате акционирования Агентства по массовой коммуникации «Татмедиа». В составе ОАО 89 филиалов, объединяющих 28 телекомпаний, 19 радиостанций, одно информагентство, одну интернет-газету, два интернет-сайта, а также 10 журналов и 61 газету, выходящие на русском, татарском, чувашском, удмуртском языках.
Большинство печатных СМИ холдинга представлено в районах республики. Филиалами «Татмедиа» является почти половина существующих районных и городских газет (54 из более 110-ти).
Помимо Казани по степени насыщенности прессой лидируют города Альметьевск (население – около 200 тыс. чел.), Бугульма (более 100 тыс. чел.), Нижнекамск (более 260 тыс. чел.), Набережные Челны (более 500 тыс. чел.). Наибольшее количество СМИ среди районных городов республики сосредоточено в Набережных Челнах, где, по данным 2006 г., работало свыше 40 печатных изданий.
Крупные города республики наиболее часто фигурируют и в реестре сертифицированных изданий Национальной тиражной службой России (НТС). В Татарстане сертификацию тиражей местной прессы с 2004 г. осуществляет филиал НТС - АНО «НТС Приволжья». В 2004-м в реестр были включены газеты и журналы «Татмедиа», что дало Татарстану резкий старт процесса тиражной сертификации. В результате, республика стала лидером по количеству СМИ с «открытыми» тиражами как в Приволжском федеральном округе, так и по всей России.
До открытия филиала НТС в республике с сертифицированными тиражами работали издания ЗАО «ИнтерМедиаГруп» («Телесемь», «Ва-Банкъ»), издательского дома «Комсомольская правда» («Комсомольская правда», «Советский спорт», «Советский спорт – футбол»), газета «Вечерняя Казань» и два глянцевых журнала («Один день из жизни», «Имидж»). После 2004-го параллельно с «государственным» стартом началась сертификация коммерческих газет и журналов. За 10 месяцев текущего года были подтверждены тиражи 19 коммерческих СМИ. В целом же татарстанская часть реестра «НТС Приволжья» сегодня содержит 122 издания, наибольшая часть которых (54) выходит в Казани.
Газеты
Практически все казанские издания с сертифицированными тиражами занимают важное место на местном нформпространстве. Еще пару лет назад эксперты отмечали его стабильность с точки зрения основного состава участников – печатный рынок растет в денежном выражении, но существенной перестановки сил, революции в появлении новых СМИ не происходит. Ситуация актуальна и в настоящее время.
В списке наиболее читаемых газет как сетевые, так и локальные «имена». В первом случае - региональные выпуски «Комсомольской правды», «АиФ», «Телесемь», «Московского комсомольца», «Ва-Банка», «Из рук в руки», «Жизни», «Все для Вас» и др. Во втором - общественно-политические газеты «Восточный экспресс», «Вечерняя Казань», «Казанские ведомости», официальные республиканские «ежедневки» «Республика Татарстан» (на русском языке) и «Ватаным Татарстан» (на татарском языке), выходящие на татарском «Татарстан яшьлəре» и «Шəhри Казан», деловая газета «Время и деньги», рекламные и информационно-рекламные «ТВТ», «Метро пресс», «Казанская неделя», молодежная газета «Я etc.» и др.
Пополнение печатного рынка Казани в последние годы идет, в основном, за счет рекламной и информационно-рекламной, в том числе специализированной, прессы (газеты «Автоклуб-Казань», «Казанская ярмарка», «Рынок недвижимости. Казань и Татарстан», «Комфорт. Дом & офис», «Навигатор» и др.). Создать, «раскрутить» и тем более сделать прибыльной общественно-политическое издание очень сложно. Поэтому местных коммерческих игроков этого сегмента на фоне значительного количества государственных СМИ по-прежнему немного.
Несмотря на активное экономическое развитие региона о недостатке конкуренции говорят и представители деловых газет. Сегодня в республиканской столице помимо региональной вкладки в «Коммерсантъ» четыре раза в неделю выпускается местная газета «Время и деньги» (с 1992 по 1996 гг. - под названием "Известия Татарстана") и еженедельно – газета «где Деньги» (выходит с 2005 г.). Среди основных препятствий к открытию новых деловых СМИ отмечаются несформированность делового сообщества Татарстана и нежелание бизнесменов открыто говорить о проблемах бизнеса в республике.
Два года назад активизировалась ниша казанской развлекательной прессы – в 2006-м значительно подрос сегмент телегидов. Считавшийся монополизированным газетой «Телесемь», он пополнился тремя «сетевиками» - журналами «ТЕЛЕНЕДЕЛЯ» («Украинский Медиа Холдинг»), «ТелеШоу - Казань» («АБАК-Пресс») и «Панорама TV» («Газпром-медиа»). Правда, время показало, что в столице Татарстана есть определенные трудности для работы телегидов.
В октябре о приостановке региональных выпусков «Панорамы TV» в 11 городах-миллионниках объявил «Газпром-медиа». А ранее - в августе 2008 г., уже исключительно из Казани ушел журнал «ТелеШоу». По мнению издателя журнала, «рекламный рынок оказался не готов к появлению продукта для среднего класса. Традиционно реклама размещалась и размещается или в массовых изданиях (как правило, тиражных бесплатных или недорогих газетах) или в толстых глянцевых журналах с премиальной аудиторией. Объем рекламы, собираемый в журнал, не позволял сделать продукт рентабельным».
В результате в Казани выходят: «ТЕЛЕНЕДЕЛЯ» в формате В4 тиражом 37400 экз., «Телесемь» - в форматах А3 и А4 тиражом 134200 экземпляров. В 2008 г. «Телесемь», бесплатная рекламная газета «Ва-банкъ» и специализированный журнал «Ва-банкъ. Ремонт» объединились в ООО «ИнтерМедиаГруп Казань». Таким образом, появился новый крупный игрок - общая доля трех изданий на рекламном рынке города, по данным мониторинга «ИнтерМедиаГруп», достигает 35%.
Журналы
Первые глянцевые журналы в Татарстане открылись в конце 90-х. Однако об оживлении в сегменте заговорили лишь в 2004-2005 гг. после прихода в Казань «сетевых» проектов. Сейчас город стоит в ряду крупных региональных центров по журнальной насыщенности.
С одной стороны, «глянцевая» часть прессы развивается динамичнее газетной. Новые журналы регистрируются и открываются часто, однако нередко исчезают так же быстро, как рождаются. На фоне присутствия изданий-однодневок сохраняются проблемы качества местных СМИ, нехватки профессиональных кадров, непрозрачности рынка.
Вместе с тем работает немало зарекомендовавших себя журналов – местных и сетевых проектов, появившихся, как правило, в начале-середине 2000-х.
В числе локальных СМИ:
«Кураж» (информационно-рекламный, выходит с 1998 г.), «Имидж» (рекламный каталог для аудитории класса премиум, с 1999 г.), Linea d’L (журнал качественных марочных товаров и услуг, с 2002 г.), «Светский» (информационно-рекламный, с 2005 г.), «Shпилька» (модный глянцевый журнал для женщин, с 2004 г.), «Казанская недвижимость» (до 2002 г. работал в газетном формате), общественно-политические журналы «Казань», «Татарстан», деловой «Элита Татарстана» и др.
В числе сетевых:
«Я покупаю» (шопинг-гид, в Казани с 2004 г.), «9 Линий» (каталог семейных покупок, с 2006 г.), «Банзай» (журнал для мужчин, с 2005 г.), «Выбирай»» (справочник-гид по развлечениям, с 2004 г.), «Большой город» (развлечения, досуг, стиль жизни, с 2006 г.), каталог «Интерьер без границ» (с 2007 г.) и др.
Когда в октябре 2004-го к выходу в Татарстане готовился екатеринбургский шопинг-гид «Я покупаю», в местной прессе говорилось о недостатке глянцевых журналов, прогнозировались изменения, к которым приведет появление крупного «сетевика», а сам «Я покупаю» характеризовался как «журнал с новым для казанского рынка контентом и нетрадиционной системой дистрибуции» (бесплатное распространение по системе фирменных стоек). Изменения, действительно, произошли: нетрадиционное стало традиционным, начал активно появляться местный «глянец».
Наряду с этим продолжилось освоение города «сетевыми» издательствами. Сейчас в Казани более 15 таких журналов разной тематики: National Business, The Chief (деловые), Fashion Collection, «Дорогое удовольствие» (мода, стиль жизни), «Современный дом и офис», «ТЕЛЕНЕДЕЛЯ», «Свободные деньги» и др.
Несколько региональных выпусков стартовало в 2008 г., как правило, в нишах СМИ специального интереса. В частности, сразу два проекта ИД «АБАК-Пресс»:
- каталог «BLIZKO Ремонт», планирующий занять нишу между казанскими глянцевыми журналами об интерьере («Интерьер без границ», «Делаем ремонт», «Интерьерный вопрос», «Загородный дом») и справочниками («Стройка», «Ва-Банкъ Ремонт»),
- журнал «Деловой квартал», запустившийся в сегменте бизнес-изданий. Сегодня в Казани выходят около пяти деловых «сетевиков», несколько государственных и ведомственных СМИ, при этом мало сугубо местных коммерческих журналов («Ваш консультант. Казань», «Элита Татарстана» и др.).
Параллельно с иногородними проектами в секторе специализированной прессы работают и открываются локальные издания. Их тематический спектр широк: журналы для родителей «Детская Казань», «Крошка», строительный «Стройэкспертиза», спортивный «Чемпион – Казань», «Линия вкуса» (гостиничный и ресторанный бизнес», «Витамин роста» (рынок здоровья) и др. Сегментация считается одним из трендов местного журнального рынка. И процесс вероятно продолжится, несмотря на финансовый кризис, который, безусловно, усилит конкуренцию и проведет естественный отбор.
Светлана Салтанова
© 2008 "Экспедишн" |