Челябинск – второй по численности населения центр Уральского федерального округа. Такое же второе место в регионе город держит по количеству СМИ.
По информации екатеринбургской рекламной группы Adinpress, в прошлом году в Челябинске стабильно выпускалось около 100 газет и журналов - приблизительно пятая часть от числа зарегистрированных СМИ. Примерно в то же время эксперты отмечали замедление количественного роста челябинской прессы – изданий стало появляться меньше. Впрочем, общую картину это не меняет: по насыщенности печатными СМИ Челябинск по-прежнему остается в числе ведущих медиацентров как УРФО, так и в целом России.
Согласно статистике Adinpress, около 90% рекламного бюджета местной прессы приходится на 50 изданий. В их числе и газеты, и журналы. Оба сегмента подвижны в плане прихода-ухода игроков, но вместе с тем как на газетном, так и на журнальном пространстве не первый год стабильны СМИ-лидеры. В части газет лидируют местные рекламные и информационно-рекламные «бесплатники» с тиражами 250-450 тыс. экземпляров. Рынок журналов «ведут» два крупных издательских дома.
Газеты
По данным компании TNS Россия ("NRS-Города", декабрь 2007 г. – апрель 2008 г., Челябинск, 16+), в десятку еженедельных изданий города с наибольшим объемом аудитории одного номера входят: "Соседи", "Телесемь", "Ва-Банкъ", "Из рук в руки", "Аргументы и факты", "Комсомольская правда (еженедельник)", "Итоги 74", "Метро 74", "Теленеделя", "777". На долю этих СМИ приходится 87,7% аудитории еженедельной прессы, включенной в исследование. (Суммарная аудитория этих изданий составляет 70,6% жителей Челябинска 16+).
Возглавляющие рейтинг газеты "Ва-Банкъ", "Телесемь" и "Соседи" – лидеры традиционные, присутствующие на местном рынке давно: "Ва-Банкъ" – с 1995 г., "Соседи" - с 1998-го, региональный выпуск "Телесемь" - с 2002 года.
В последние несколько лет оба сегмента (телегиды и газеты бесплатного распространения) видоизменились. С 2000 до 2005 гг. исследователи фиксировали первенство среди платных газет города местного телегида "Городской дилижанс". В 2005-м его потеснила "Телесемь". А далее начала меняться сама ниша. В 2006-м "Городской дилижанс" был поглощен сетевой "Теленеделей", в начале 2007-го в Челябинске запустился петербургский еженедельник "Панорама TV". Таким образом, сегмент окончательно стал "сетевым".
В секторе "бесплатников" ситуация обратная – здесь конкурентная поле увеличилось за счет локальных проектов. В 2006 г. на рынок вышли газеты "Итоги 74" и "Метро 74", уже в 2007-м потеснившие некоторых рейтинговых лидеров. Обе работают в формате информационно-рекламных газет с акцентом на информационную часть. "Метро 74" развивается и как "сетевик" (по информации интернет-сайта издания, газета выходит в 40 городах Челябинской области, с лета 2007 г. начат выпуск в г. Белорецке Республики Башкортостан).
Среди информационных газет несколько функционируют в ежедневном режиме. В их числе три сугубо местных: "Южно-Уральская панорама" (работает с 1997 г.), «Челябинский рабочий» (с 1908 г.), «Вечерний Челябинск» (с 1968 г.).
Доля всех ежедневных газет в общем объеме читательской аудитории Челябинска составляет 16,2%. ("NRS-Города", декабрь 2007 г. – апрель 2008 г.). При этом первое место традиционно остается за региональным выпуском "Комсомольской правды" (45,4 тыс. чел. или 4,9% аудитории одного номера).
В перечне других наиболее читаемых челябинцами газет, по результатам последней измерительной волны компании TNS Россия, - проекты развлекательной, рекламной, общественно-политической направленности, специализированные издания. В частности, "Час пик" (информационно-рекламная газета бесплатного распространения), "Синегорье" (челябинский еженедельник ИД "Провинция"), "Автомобильная газета", "Из рук в руки Авто (Авто новые и с пробегом)", "Тумба" (газета бесплатных частных объявлений), "СПИД-Инфо", "Жизнь за всю неделю", "За рулем (газета)", "Московский комсомолец", "Телепрограмма", "Дело" (информационно-рекламная газета бесплатного распространения), "Работа для Вас", "Экспресс-газета" и другие.
Журналы
В Челябинске работают около 50 журналов. По информации Издательской группы Paramon, за последние шесть лет количество изданий выросло в семь раз. При этом динамика запуска новых проектов опережает динамику закрытия СМИ. В 2005 г. с рынка ушло четыре журнала, пришло – восемь, в 2006 г., соответственно, пять и 14, в 2007-м – четыре и 12.
По нарастающей меняется и объем рынка. В 2006 г. 45 челябинских журналов собрали $6,5 млн. рекламных денег. В 2007-м общие сборы составили $8,8 млн., рост в рублях – 26% (данные ИГ Paramon). По подсчетам ИД "АБАК-ПРЕСС", объем рынка глянцевых изданий Челябинска в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличился на 1,6 раза.
Не первый год сохраняется тенденция концентрации журнального пространства Челябинска. Более 50% рынка приходится на долю двух крупных игроков: ИГ Paramon и ИД "АБАК-ПРЕСС". В активе челябинской издательской группы Paramon – журнал "Выбирай", каталог "Интерьер без границ", деловой журнал "Курс дела", федеральный интернет-ресурс vibirai.ru и локальный aloepole.ru. Издательский дом "АБАК-ПРЕСС" в Челябинске представлен шопинг-гидом "Я покупаю" (с приложением "Свободные деньги"), каталогом "9 линий", журналом "Деловой квартал".
Лидером среди глянцевых проектов Челябинска с долей около 24% является журнал "Выбирай", 13% приходится на "Я покупаю", 9% - на каталог "9 линий", по 6% - на журналы "Живите богато", "Миссия", "Интерьер без границ" (данные "АБАК-ПРЕСС", 2007 г.).
В городе работает ряд сетевых проектов. По подсчетам "АБАК-ПРЕСС" они концентрируют 67% рекламного бюджета челябинского глянца. В списке "сетевиков", осваивающих столицу Южного Урала, екатеринбургские журналы «Я покупаю», "9 линий", "Деловой квартал" (ИД "АБАК-ПРЕСС"), National Business, «Банзай» (ИД "Банзай"), "Современный дом и офис" (ИД "Юнивер-Пресс"), новосибирский "Дорогое удовольствие" (ИД "Русская Азия"), московские «Большой город» (ИД «Афиша»), "Теленеделя" (ИД "Популярная пресса"), петербургский "Панорама TV" (ЗАО «Медиа Пресс»), тюменский «Архитектура & DESIGN» (ИД «АРХ-пресс») и другие. Самый масштабный сетевой проект, вышедший из Челябинска – журнал "Выбирай". Сегодня помимо "исторической родины" он выпускается в 28 городах РФ суммарным тиражом свыше 1 млн. экземпляров.
Челябинские локальные издания представлены в разных сегментах: "LюMON", "Живите богато" (lifestyle, shopping-guide), "Миссия", "Стиль" (развлечения/досуг/стиль жизни), «АвтоЛеди» (журнал клуба "АвтоЛеди"), "Бэби-бум" (журнал для родителей), "Челябинск" (социально-экономический журнал), "Челябинск. Архитектура. Строительство" и другие. Несколько ниш осваивается издателями наиболее энергично. По словам Андрея Бондарюка, директора по развитию ИГ Paramon, самым конкурентным остается поле lifestyle-журналов сегмента premium, в прошлом году наибольшей "экспансии" подверглась ниша интерьерных изданий и шопинг-гидов, ориентированных на middle class, активно развивается деловая пресса. В последнем секторе сосредоточено наибольшее количество несетевых журналов ("City-бизнес", "Банки. Лизинг. Страхование", "Курс дела", "Бизнес-Ключ", "Бизнесмен", "Действующие лица" и др.). "Одной из ключевых особенностей данного сегмента является большое разнообразие местных проектов, в то время как сетевые издания пока не представлены в достаточной мере. Стоит также отметить, что среди лидеров по рекламным сборам в сегменте деловых изданий отсутствуют газеты: рекламный бюджет города распределяется между семью крупными журнальными проектами, пять из которых – местные", - сообщили Expedition Media в ИД "АБАК-ПРЕСС". В 2007 г. около 50% бюджета деловой прессы города освоили два журнала: "Деловой квартал" (34%) и "Курс дела" (15%).
Челябинский журнальный рынок находится в процессе формирования. Поэтому здесь в той или иной степени актуальны проблемы "чистоты" тиражей, демпинга, качества полиграфии, контента СМИ, постоянно и неоправданно растущего числа изданий. "Думаю, такая ситуация сохранится очень долго. Радует лишь что цена «входного билета» с каждым годом существенно увеличивается и становится не всем по зубам», - комментирует чехарду с приходом новичков Андрей Бондарюк. По его прогнозам, в течение 2008 г. на рынке будет фигурировать около 60 журналов, сориентироваться в которых рекламодателю станет еще сложнее. "У рекламодателя вырабатывается иммунитет к новым изданиям, поэтому их появление не сказывается на позициях лидеров и не приводит к глобальному изменению рынка", - заключает Андрей Бондарюк. Он (рынок) сегодня действительно оценивается как растущий, но без масштабной трансформации. Идет процесс выстраивания ниш, в которых рано или поздно останется оптимальное количество игроков.
Светлана Салтанова
© 2008 "Экспедишн" |