НА ГЛАВНУЮ БАЗА ДАННЫХ О КОМПАНИИ НОВОСТИ АНАЛИТИКА  

ГИД ПО РЕГИОНАМ РОССИИ

АДЫГЕЯ республика  
АЛТАЙ республика  
АЛТАЙСКИЙ край  
АМУРСКАЯ область  
АРХАНГЕЛЬСКАЯ область  
АСТРАХАНСКАЯ область  
БАШКОРТОСТАН республика  
БЕЛГОРОДСКАЯ область  
БРЯНСКАЯ область  
БУРЯТИЯ республика  
ВЛАДИМИРСКАЯ область  
ВОЛГОГРАДСКАЯ область  
ВОЛОГОДСКАЯ область  
ВОРОНЕЖСКАЯ область  
ДАГЕСТАН республика  
ЕВРЕЙСКАЯ АО  
ИВАНОВСКАЯ область  
ИНГУШЕТИЯ республика  
ИРКУТСКАЯ область  
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ р-ка  
КАЛИНИНГРАДСКАЯ область  
КАЛМЫКИЯ республика  
КАЛУЖСКАЯ область  
КАМЧАТСКИЙ край  
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ р-ка  
КАРЕЛИЯ республика  
КЕМЕРОВСКАЯ область  
КИРОВСКАЯ область  
КОМИ республика  
КОСТРОМСКАЯ область  
КРАСНОДАРСКИЙ край  
КРАСНОЯРСКИЙ край  
КУРГАНСКАЯ область  
КУРСКАЯ область  
ЛЕНИНГРАДСКАЯ область  
ЛИПЕЦКАЯ область  
МАГАДАНСКАЯ область  
МАРИЙ ЭЛ республика  
МОРДОВИЯ республика  
МОСКОВСКАЯ область  
МУРМАНСКАЯ область  
НЕНЕЦКИЙ АО  
НИЖЕГОРОДСКАЯ область  
НОВГОРОДСКАЯ область  
НОВОСИБИРСКАЯ область  
ОМСКАЯ область  
ОРЕНБУРГСКАЯ область  
ОРЛОВСКАЯ область  
ПЕНЗЕНСКАЯ область  
ПЕРМСКИЙ край  
ПРИМОРСКИЙ край  
ПСКОВСКАЯ область  
РОСТОВСКАЯ область  
РЯЗАНСКАЯ область  
САМАРСКАЯ область  
САРАТОВСКАЯ область  
САХАЛИНСКАЯ область  
СВЕРДЛОВСКАЯ область  
СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ р-ка  
СМОЛЕНСКАЯ область  
СТАВРОПОЛЬСКИЙ край  
ТАМБОВСКАЯ область  
ТАТАРСТАН республика  
ТВЕРСКАЯ область  
ТОМСКАЯ область  
ТЫВА республика  
ТУЛЬСКАЯ область  
ТЮМЕНСКАЯ область  
УДМУРТСКАЯ республика  
УЛЬЯНОВСКАЯ область  
ХАБАРОВСКИЙ край  
ХАКАСИЯ республика  
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АО  
ЧЕЛЯБИНСКАЯ область  
ЧЕЧЕНСКАЯ республика  
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ край  
ЧУВАШСКАЯ республика  
ЧУКОТСКИЙ АО  
ЯКУТИЯ (республика САХА)  
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АО  
ЯРОСЛАВСКАЯ обл.  

АНАЛИТИКА


05.06.2008    Пресса Челябинска

Челябинск – второй по численности населения центр Уральского федерального округа. Такое же второе место в регионе город держит по количеству СМИ.

По информации екатеринбургской рекламной группы Adinpress, в прошлом году в Челябинске стабильно выпускалось около 100 газет и журналов - приблизительно пятая часть от числа зарегистрированных СМИ. Примерно в то же время эксперты отмечали замедление количественного роста челябинской прессы – изданий стало появляться меньше. Впрочем, общую картину это не меняет: по насыщенности печатными СМИ Челябинск по-прежнему остается в числе ведущих медиацентров как УРФО, так и в целом России.

Согласно статистике Adinpress, около 90% рекламного бюджета местной прессы приходится на 50 изданий. В их числе и газеты, и журналы. Оба сегмента подвижны в плане прихода-ухода игроков, но вместе с тем как на газетном, так и на журнальном пространстве не первый год стабильны СМИ-лидеры. В части газет лидируют местные рекламные и информационно-рекламные «бесплатники» с тиражами 250-450 тыс. экземпляров. Рынок журналов «ведут» два крупных издательских дома.

Газеты

По данным компании TNS Россия ("NRS-Города", декабрь 2007 г. – апрель 2008 г., Челябинск, 16+), в десятку еженедельных изданий города с наибольшим объемом аудитории одного номера входят: "Соседи", "Телесемь", "Ва-Банкъ", "Из рук в руки", "Аргументы и факты", "Комсомольская правда (еженедельник)", "Итоги 74", "Метро 74", "Теленеделя", "777". На долю этих СМИ приходится 87,7% аудитории еженедельной прессы, включенной в исследование. (Суммарная аудитория этих изданий составляет 70,6% жителей Челябинска 16+).

Возглавляющие рейтинг газеты "Ва-Банкъ", "Телесемь" и "Соседи" – лидеры традиционные, присутствующие на местном рынке давно: "Ва-Банкъ" – с 1995 г., "Соседи" - с 1998-го, региональный выпуск "Телесемь" - с 2002 года.

В последние несколько лет оба сегмента (телегиды и газеты бесплатного распространения) видоизменились. С 2000 до 2005 гг. исследователи фиксировали первенство среди платных газет города местного телегида "Городской дилижанс". В 2005-м его потеснила "Телесемь". А далее начала меняться сама ниша. В 2006-м "Городской дилижанс" был поглощен сетевой "Теленеделей", в начале 2007-го в Челябинске запустился петербургский еженедельник "Панорама TV". Таким образом, сегмент окончательно стал "сетевым".

В секторе "бесплатников" ситуация обратная – здесь конкурентная поле увеличилось за счет локальных проектов. В 2006 г. на рынок вышли газеты "Итоги 74" и "Метро 74", уже в 2007-м потеснившие некоторых рейтинговых лидеров. Обе работают в формате информационно-рекламных газет с акцентом на информационную часть. "Метро 74" развивается и как "сетевик" (по информации интернет-сайта издания, газета выходит в 40 городах Челябинской области, с лета 2007 г. начат выпуск в г. Белорецке Республики Башкортостан).

Среди информационных газет несколько функционируют в ежедневном режиме. В их числе три сугубо местных: "Южно-Уральская панорама" (работает с 1997 г.), «Челябинский рабочий» (с 1908 г.), «Вечерний Челябинск» (с 1968 г.).

Доля всех ежедневных газет в общем объеме читательской аудитории Челябинска составляет 16,2%. ("NRS-Города", декабрь 2007 г. – апрель 2008 г.). При этом первое место традиционно остается за региональным выпуском "Комсомольской правды" (45,4 тыс. чел. или 4,9% аудитории одного номера).

В перечне других наиболее читаемых челябинцами газет, по результатам последней измерительной волны компании TNS Россия, - проекты развлекательной, рекламной, общественно-политической направленности, специализированные издания. В частности, "Час пик" (информационно-рекламная газета бесплатного распространения), "Синегорье" (челябинский еженедельник ИД "Провинция"), "Автомобильная газета", "Из рук в руки Авто (Авто новые и с пробегом)", "Тумба" (газета бесплатных частных объявлений), "СПИД-Инфо", "Жизнь за всю неделю", "За рулем (газета)", "Московский комсомолец", "Телепрограмма", "Дело" (информационно-рекламная газета бесплатного распространения), "Работа для Вас", "Экспресс-газета" и другие.

Журналы

В Челябинске работают около 50 журналов. По информации Издательской группы Paramon, за последние шесть лет количество изданий выросло в семь раз. При этом динамика запуска новых проектов опережает динамику закрытия СМИ. В 2005 г. с рынка ушло четыре журнала, пришло – восемь, в 2006 г., соответственно, пять и 14, в 2007-м – четыре и 12.

По нарастающей меняется и объем рынка. В 2006 г. 45 челябинских журналов собрали $6,5 млн. рекламных денег. В 2007-м общие сборы составили $8,8 млн., рост в рублях – 26% (данные ИГ Paramon). По подсчетам ИД "АБАК-ПРЕСС", объем рынка глянцевых изданий Челябинска в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличился на 1,6 раза.

Не первый год сохраняется тенденция концентрации журнального пространства Челябинска. Более 50% рынка приходится на долю двух крупных игроков: ИГ Paramon и ИД "АБАК-ПРЕСС". В активе челябинской издательской группы Paramon – журнал "Выбирай", каталог "Интерьер без границ", деловой журнал "Курс дела", федеральный интернет-ресурс vibirai.ru и локальный aloepole.ru. Издательский дом "АБАК-ПРЕСС" в Челябинске представлен шопинг-гидом "Я покупаю" (с приложением "Свободные деньги"), каталогом "9 линий", журналом "Деловой квартал".

Лидером среди глянцевых проектов Челябинска с долей около 24% является журнал "Выбирай", 13% приходится на "Я покупаю", 9% - на каталог "9 линий", по 6% - на журналы "Живите богато", "Миссия", "Интерьер без границ" (данные "АБАК-ПРЕСС", 2007 г.).

В городе работает ряд сетевых проектов. По подсчетам "АБАК-ПРЕСС" они концентрируют 67% рекламного бюджета челябинского глянца. В списке "сетевиков", осваивающих столицу Южного Урала, екатеринбургские журналы «Я покупаю», "9 линий", "Деловой квартал" (ИД "АБАК-ПРЕСС"), National Business, «Банзай» (ИД "Банзай"), "Современный дом и офис" (ИД "Юнивер-Пресс"), новосибирский "Дорогое удовольствие" (ИД "Русская Азия"), московские «Большой город» (ИД «Афиша»), "Теленеделя" (ИД "Популярная пресса"), петербургский "Панорама TV" (ЗАО «Медиа Пресс»), тюменский «Архитектура & DESIGN» (ИД «АРХ-пресс») и другие. Самый масштабный сетевой проект, вышедший из Челябинска – журнал "Выбирай". Сегодня помимо "исторической родины" он выпускается в 28 городах РФ суммарным тиражом свыше 1 млн. экземпляров.

Челябинские локальные издания представлены в разных сегментах: "LюMON", "Живите богато" (lifestyle, shopping-guide), "Миссия", "Стиль" (развлечения/досуг/стиль жизни), «АвтоЛеди» (журнал клуба "АвтоЛеди"), "Бэби-бум" (журнал для родителей), "Челябинск" (социально-экономический журнал), "Челябинск. Архитектура. Строительство" и другие. Несколько ниш осваивается издателями наиболее энергично. По словам Андрея Бондарюка, директора по развитию ИГ Paramon, самым конкурентным остается поле lifestyle-журналов сегмента premium, в прошлом году наибольшей "экспансии" подверглась ниша интерьерных изданий и шопинг-гидов, ориентированных на middle class, активно развивается деловая пресса. В последнем секторе сосредоточено наибольшее количество несетевых журналов ("City-бизнес", "Банки. Лизинг. Страхование", "Курс дела", "Бизнес-Ключ", "Бизнесмен", "Действующие лица" и др.). "Одной из ключевых особенностей данного сегмента является большое разнообразие местных проектов, в то время как сетевые издания пока не представлены в достаточной мере. Стоит также отметить, что среди лидеров по рекламным сборам в сегменте деловых изданий отсутствуют газеты: рекламный бюджет города распределяется между семью крупными журнальными проектами, пять из которых – местные", - сообщили Expedition Media в ИД "АБАК-ПРЕСС". В 2007 г. около 50% бюджета деловой прессы города освоили два журнала: "Деловой квартал" (34%) и "Курс дела" (15%).

Челябинский журнальный рынок находится в процессе формирования. Поэтому здесь в той или иной степени актуальны проблемы "чистоты" тиражей, демпинга, качества полиграфии, контента СМИ, постоянно и неоправданно растущего числа изданий. "Думаю, такая ситуация сохранится очень долго. Радует лишь что цена «входного билета» с каждым годом существенно увеличивается и становится не всем по зубам», - комментирует чехарду с приходом новичков Андрей Бондарюк. По его прогнозам, в течение 2008 г. на рынке будет фигурировать около 60 журналов, сориентироваться в которых рекламодателю станет еще сложнее. "У рекламодателя вырабатывается иммунитет к новым изданиям, поэтому их появление не сказывается на позициях лидеров и не приводит к глобальному изменению рынка", - заключает Андрей Бондарюк. Он (рынок) сегодня действительно оценивается как растущий, но без масштабной трансформации. Идет процесс выстраивания ниш, в которых рано или поздно останется оптимальное количество игроков.

Светлана Салтанова

© 2008 "Экспедишн"

-

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ

© 2005 - 20012 "Экспедишн". Все права защищены. Информация об ограничениях
125040, Москва, 3-я ул. Ямского поля, 18. тел. (495) 783-43-44, 783-43-48, info@exp-edition.ru.