Ростовская область – лидер Южного федерального округа по количеству зарегистрированных СМИ. Таковых здесь свыше тысячи, около половины из них - печатные. Реально работающих значительно меньше. Однако при положительной динамике развития региона список желающих начать ростовский медиабизнес (особенно журнальный) продолжает пополняться. В первую очередь - в Ростове-на-Дону.
Газеты
Рынок печатных СМИ Ростова-на-Дону – это устойчивое сочетание локальных и сетевых изданий. Соседство федеральных «сетевиков» с местными газетами обозначилось здесь в середине 90-х годов прошлого века. Сегодняшний список общероссийских газет с ростовской составляющей традиционен для большинства городов с миллионным населением: «Аргументы и Факты Дон», «Ведомости Юг России», «Коммерсантъ Ростов», «Комсомольская Правда Ростов-на-Дону», «Московский Комсомолец Юг», «Российская газета (Ростов-на-Дону)», «Жизнь за всю неделю», «Из рук в руки», «Ва-Банк», «Антенна-Телесемь», «Все для Вас», «Стройка», «За рулем» и другие.
Среди локальных СМИ немало газет общественно-политической и деловой направленности (по некоторым данным, на эти сегменты приходится 43% всей печатной продукции региона). В частности, ежедневные газеты: старейшая областная «Наше время» (выходит с 1921 г.) и городская «Вечерний Ростов» (выходит с 1958 г.). В числе наиболее заметных еженедельников: «Крестьянин», «Молот», «Южный репортер», «Газета Дона» (ИД «Провинция») и другие. При этом локальные СМИ имеют устойчивые позиции. Например, деловая пресса. По данным ИД «АБАК-ПРЕСС», именно местные деловые издания лидируют по рекламным доходам в своем сегменте. В частности, в 2007 г. наибольшая доля рынка деловых изданий Ростова-на-Дону принадлежит еженедельнику «Город N» (23% совместно с приложением «Город N – Банк – Клиент»).
Лидером по объему собираемой рекламы среди всех еженедельников в Ростове-на-Дону традиционно является газета бесплатного распространения «Ва-банкъ по-ростовски». Издание «ИнтерМедиаГрупп» пришло в Ростов-на-Дону в 1994-м. Примерно в то же время в городе появились сетевые «Из рук в руки» (1992 г.), «Все для Вас» (1993 г.), ростовская газета «Реклама Юг» (1996 г.). Сегодня все они продолжают работать в нише рекламных газет региона, которая представлена как СМИ универсального содержания, так и изданиями по отдельным секторам рынка: «Минутка», «Мой Ростов», «Блокнот», «Реклама Ростова», «Южный АвтоРынок», «Стройка», «Южный торговый дом», «Образование. Работа. Отдых», «Твоя вакансия» и другие.
Наибольший тираж среди ростовских газет, реализуемых в розницу, имеет телегид «Антенна» - местный вариант общенационального городского телегида «Антенна-Телесемь» (свыше 184 тыс. экз., в Ростове-на-Дону – с 1997 г., с 2002 г. - в составе ЗАО «ИнтерМедиаГруп»). Еще в 2006 г. в ростовской «Антенне», несмотря на присутствие в городе нескольких местных телегидов, своими основными конкурентами считали всероссийские еженедельники общего содержания с телепрограммой — «Комсомольскую правду», «Аргументы и факты» и другие. В 2007 г. ситуация изменилась – «Антенна» перестала быть единственным федеральным телегидом в городе – на рынок вышли сетевые «Теленеделя» и «Панорама TV – Страна». Что, естественно, обострило конкуренцию, одним из последствий которой стало снижение цен на рекламу на страницах ведущих ростовских телегидов. А сам факт запуска сразу двух мощных проектов в одном сегменте можно назвать особенностью ростовского газетного рынка 2007 года. Рынка, по словам его участников, «практически сформированного» и «довольно спокойного».
Журналы
Глянцевый бум – явление, о котором в Ростове-на-Дону говорят не первый год. Соблазн для издателей действительно велик - на юге России сосредоточено много средств, столица региона развивается бурно, рекламный рынок растет. Журналы запускаются даже структурами, не специализирующимися на издательском деле. Это приводит к тому, что параллельно с серьезными изданиями возникают «однодневки», на фоне роста числа СМИ обостряются кадровые трудности, не теряет актуальности проблема демпинга.
По подсчетам ИД «АБАК-ПРЕСС», число регулярно выходящих глянцевых изданий в Ростове-на-Дону превысило три десятка: в конце 2007 г. издавалось 29 журналов, в первые месяцы 2008-го вышли еще три. 12 проектов из общего числа журналов являются сетевыми, причем полку «сетевиков» существенно прибыло в 2007 г.: «Дорогое Удовольствие» (ИД «Русская Азия», Новосибирск ), Fashion Collection (ИД «Гранд Шоу М», Москва), «Люди & Вещи. Shopping» (ИД «Западная пресса», Калининград), «Искусство Потребления» (ИД «Медиа Мир», Краснодар), «9 Линий» (ИД «Абак-пресс», Екатеринбург), «Эксперт Юг» (ГК «Эксперт», Москва), Сosmopolitan-Юг (ИД Independent Media, Москва).
Активность сетевых издательств в свете перспектив региона понятна. «Мы долго не решались прийти на Юг России. В регионе меньше городов-миллионников и крупных промышленных центров, чем, например, в Поволжье или на Урале. Это не внушало уверенности, что проект имеет шанс выжить как коммерческое предприятие. Однако в последние годы ситуация заметно изменилась, - комментировал накануне запуска проекта «Эксперт Юг» генеральный директор медиахолдинга «Эксперт» и главный редактор журнала Валерий Фадеев, - В Южном федеральном округе идет процесс политической стабилизации, уже несколько лет динамика экономического развития округа выше общероссийской, а в строительной отрасли впору говорить о буме, который еще сильнее подстегнет подготовка Сочи к проведению Олимпийских игр 2014 года».
«Эксперт Юг» - единственное деловое издание, которое распространяется в каждом из 13 субъектов ЮФО. Однако сам рынок деловой прессы в регионе и его столице далеко не вакантен. В Ростове-на-Дону присутствуют более 10 деловых СМИ – газет и журналов. Выходят журналы «Ростовский Бизнес-журнал», «Деловой квартал», Ваш капитал», «Реальный бизнес». По данным мониторинга «АБАК-ПРЕСС», по итогам 2007 г. прирост рынка рекламы в деловой прессе города составил 71%. Примерно половина рекламных бюджетов пришлась на крупные местные издания. А 60% рынка рекламы в деловом сегменте заняли: газета «Город N» (совместно с приложением «Город N – Банк - Клиент»), журналы «Деловой квартал» и «Реальный бизнес».
На рынке глянцевых журналов с долей от 2% в Ростове-на-Дону в прошлом году насчитывалось более десятка изданий (данные маркетинговой службы ИД «АБАК-ПРЕСС»): «Кто главный», «Выбирай Соблазны большого города», «Градус удовольствия», «9 Линий», «Дорогое удовольствие», «Аэрофлот Дон», «Аэропорт», Hi home, «Весь дом». Лидером сегмента с долей 27% является шопинг-гид «Я покупаю».
Маркетологи отмечают увеличение рекламного бюджета ростовского глянца и ряд тенденций, характерных для местного журнального сектора в целом. Наблюдается рост интереса рекламодателей к изданиям с качественными редакционными материалами, соответственно, снижается популярность журналов чисто рекламного формата. Заказчиков рекламы все чаще интересуют крупные города Ростовской области, следовательно, повышается востребованность СМИ с распространением по региону. И, наконец, юг России – не исключение в плане внимания издателей и рекламодателей к сегменту special interest. Что дает и даст растущему журнальному рынку разнообразие.
Светлана Салтанова
© 2008 "Экспедишн" |