Свободные сегменты в газетно-журнальной структуре города-«миллионника» явление невозможное. Тем более, Нижнего Новгорода, позиционирующегося как третья российская столица.
Газеты
Нижегородский газетный рынок – пестрая смесь местных, сетевых, государственных, частных СМИ разных форматов. Пример – ниша ежедневной информационной прессы. В ней помимо региональных выпусков федеральных изданий («Комсомольская правда», «Коммерсантъ», «Ведомости», «Российская газета») представлены сугубо свои: «Нижегородские новости», «Нижегородская правда», «Нижегородский рабочий», «Автозаводец». Палитра их учредителей - от региональных властей («Нижегородские Новости» - областное Законодательное собрание, «Нижегородская правда» - Правительство области) до промышленных групп ( «Автозаводец» - СМИ «Группы ГАЗ»). А выходящий с 1932 г. «Нижегородский Рабочий» в 1999-2007 гг. был составной частью федерального медиахолдинга «ИнтерМедиаГруп».
Примеры первых частных общественно-политических СМИ Нижнего Новгорода – газеты «Город и Горожане» (1990 г.) и «Новое Дело» (1993 г.). Сегодня они относятся к разряду еженедельников, составляющих значительную часть газет. В ней и национальные брэнды («Аргументы и факты», «Новая газета», «Жизнь за всю неделю», «Московский комсомолец» и др.) и местные имена: «Биржа», «Проспект» (региональное издание ИД «Провинция), «Ленинская смена», «Капиталист», «Курс Н», «День города» и другие.
По данным «Агентства политических новостей – Нижний Новгород», в феврале 2008 г. в общем рейтинге СМИ, пишущих на темы экономики и политики, лидировали газеты: «КП-НН», «АиФ-НН», «КоммерсантЪ-НН», «Новое дело», «Новая газета» в НН», «Ведомости» (нижегородское бюро), «Биржа», «МК в Нижнем Новгороде», «Российская газета», «Проспект». По степени влияния на общество (один из параметров вышеуказанного рейтинга) в первую десятку (мониторинг проводился по 27 изданиям) вошли: «КП-НН», «АиФ-НН», «Новое дело», «Ленинская смена», «МК в Нижнем Новгороде», «КоммерсантЪ-НН», «Нижегородский рабочий», «Российская газета», «Биржа», «Город и горожане», «Проспект».
Большинство ведущих местных еженедельников, заявленных как общественно-политические, появилось в 90-х годах прошлого века. Эти же годы стали стартовыми в формировании отдельных газетных ниш Нижнего Новгорода. В частности, - деловой прессы, телегидов и рекламных изданий бесплатного распространения. В настоящее время все три представляют собой федерально-местное соседство и иллюстрируют присутствие в городе крупных российских медиагрупп:
1. Из деловых СМИ, помимо региональных выпусков федеральных газет («Ведомости», «Коммерсантъ») работают нижегородские еженедельники «Курс Н» (с 1997 года), «Биржа» (с 1991-го), «Капиталист» (с 2005 г.).
2. Основные конкуренты в категории газет бесплатного распространения - сетевые «Экстра-Н» (издается с 1993 г., группа газет «Экстра М Медиа») и «Ва-Банкъ - В каждый дом» (с 1997 г., ЗАО «ИнтерМедиаГруп»).
3. Ведущие игроки рынка телегидов - «Телесемь» («ИнтерМедиаГруп», в Нижнем Новгороде – с 1995 г.), «Теленеделя» («Украинский Медиа Холдинг», с 2006 г.), «Студия НН» (работает с 1994 г., телегид, учрежденный издательско-полиграфическим предприятием «Нижполиграф»), с конца 2006 г. нижегородское информпространство начал осваивать телегид «Панорама ТВ-Страна» («Газпром-Медиа»).
В Нижнем Новгороде отмечают несколько тенденций последнего времени. Во-первых, в городе значительно увеличилось число специализированных изданий, создающихся под рекламу, рассчитанную на состоятельных потребителей. Во-вторых, возрастает грамотность читателей, рекламодателей, меняются приоритеты в отношении к СМИ как к рыночному продукту. Читатели стали требовательнее к информации, рекламодатели начинают четче отделять качественные издания от однодневок, аудиторию от тиража. В-третьих, издатели вынуждены учитывать переход от «чтения» к «потреблению» СМИ. Объемы продаж нижегородских газет за исключением явных лидеров невелики. Причины - как внешние, так и внутренние. В первом случае, на рознице отрицательно сказывается близость к Москве (Нижний Новгород заполонен столичными изданиями потребительского плана), во втором - недостаточное развитие городской киосковой сети. В результате доход от продаж газеты не покрывает затрат на ее издание. «Самая читаемая газета не выживет, если читатели не пользуются рекламой на ее полосах. Поэтому главная задача качественных СМИ - развитие потребительской составляющей своей аудитории без потери читаемости газеты», - резюмировал один из нижегородских собеседников Expedition Media.
Согласно данным анализа рынка рекламно-информационных газет Нижнего Новгорода, проведенного исследовательской компанией Infolife (исследовательский холдинг Romir monitoring) в апреле-мае 2007 г., первые строчки рейтинга изданий по их целевому использованию (выбор товаров и услуг) занимали газеты: «Экстра-Н», «Ва-Банкъ – В каждый дом», «Телесемь», «Что? Где? Почем?».
По данным экспертизы проекта «Медиа Поволжья. Рекламный потенциал», лидерами рекламных продаж на нижегородском газетном рынке в минувшем году были издания «Из рук в руки», «Биржа + Авто», «Телесемь», «Комсомольская правда», «Экстра Н», «Биржа + Карьера», «Аргументы и факты», «Ва-Банкъ», «Теленеделя».
Журналы
Рынок глянцевых изданий Нижнего Новгорода по объемам доходов от рекламы занимает пятое место в России (после Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Ростова-на-Дону).
По данным ИД «АБАК-ПРЕСС», к концу 2007 г. в городе насчитывалось более 40 регулярно выходящих глянцевых изданий, около трети из которых – сетевые.
Сегодня в Нижнем Новгороде работают следующие сетевые проекты:
«Я покупаю»
Fashion Collection
«The CHIEF. Нижний Новгород»
«Большой город»
«Выбирай соблазны большого города»
«Дамская ШПИЛЬКА»
«Наши деньги»
«Нижегородский Бизнес-журнал»
«Свободные деньги»
«Банзай»
ПроDigi
«Quality. Коммерсантъ-magazine»
«9 линий»
«Весь дом»
В списке местных изданий: «VIP риэлти», «VIP Shopping», «VIP Авто», «Красивые люди», «Отдых в Нижнем», «Отдых в режиме NON-STOP», Belissimo, журнал о высоких технологиях «Прием!», информационно-развлекательное издание о культурной жизни города «Досуг в Нижнем», автомобильные журналы «Иномарка», «Автобизнес», журналы Free for fun (для потребителей товаров и услуг премиум-класса), Respect & Q (информационно-познавательный для состоятельных людей), «Крупный план» (городской) и др. В 2007 г. появились новые журналы Leto, «Первый мужской журнал», «Мир скидок Нижнего», Beauty Art&Style, Businessmania и др. В 2008-м рынок продолжил пополняться: в первые месяцы открылись Finance Line, NNOVER.RU, «Где в Нижнем Новгороде» и др; только за одну неделю февраля Управление Россвязьохранкультуры по Нижегородской области зарегистрировало журналы"Нижегородские маршруты", "Моя надежда", "Первый модный MAGAZINE", "Открытое / The OPEN", "РИСК (рекламно-информационный страховой консультант)", "Про поесть, "Земляки. Деловые люди".
Практически заполненным можно считать сегмент деловых журналов. По данным Expedition Media, в Нижнем Новгороде работают до 10 деловых изданий, большинство из которых проекты «сетевиков» - «Нижегородский Бизнес-журнал», The CHIEF Нижний Новгород», «Деловой Квартал», «Бизнес Поволжья», в статусе окружного распространяется выпускаемый в Самаре «Эксперт-Волга». В числе местных изданий: «Деловая неделя» издательского дома «Экстра-Н» (с 2000 г.), «Нижегородский предприниматель» (с 1997 г.), Businessmania (с 2007 г.).
В условиях такой насыщенности местные издатели отмечают проблемы с привлечением аудитории и новых рекламодателей. С другой стороны, исследователи фиксируют стабильное развитие рынка деловых изданий в части рекламных объемов: по данным «АБАК-ПРЕСС», в 2007 г. деловые СМИ Нижнего Новгорода приросли рекламой на 36% по сравнению с 2006 г., собрав 57 млн рублей.
Практически в полтора раза увеличился и годовой рекламный бюджет нижегородского глянца: «Основной прирост пришелся на доходы изданий-лидеров глянцевого сегмента: шопинг-гид «Я покупаю» и журналы группы «VIP» риэлти», а так же на гид «Выбирай». Наиболее значительный рост доходов от рекламы в 2007 году продемонстрировал журнал «Я Покупаю. Нижний Новгород». Прирост рекламного бюджета «Я Покупаю» составил 47%. Это превышает средний показатель по городу - 42%».
Наряду с глянцевыми и деловыми изданиями в Нижнем Новгороде успешно развиваются рекламные потребительские справочники и развлекательные издания. По информации «АБАК-ПРЕСС», справочным изданием с наибольшим рекламным бюджетом является рекламный справочник «Весь Нижний Новгород», среди развлекательных изданий лидирует «Досуг в Нижнем Новгороде».
Несмотря на «третий уровень столичности», журнальные черты Нижнего Новгорода далеко не специфичны. Бесплатное распространение, переизбыток продукции в определенных нишах (развлечения, досуг, стиль жизни), непрозрачность рынка, неоднозначное полиграфическое качество, проблемы с профессионализмом издающих и пишущих – все это в разной степени характерно для всех региональных центров. Равно как и привлекательность местных медиарынков для новых издателей – сетевых и доморощенных. В связи с последним основные нижегородские прогнозы на ближайшее будущее вполне традиционны: рынок продолжит расширяться, рекламные объемы станут больше, конкуренция - жестче.
Светлана Салтанова
© 2008 "Экспедишн" |