В Сургуте подведены итоги мониторинга информационного пространства города
Информационно-аналитическое управление Администрации города Сургута Ханты-Мансийского автономного округа опубликовало результаты «Мониторинга информационного пространства города». Мониторинг содержит характеристики информационного поля Сургута и рейтинги местных СМИ, составленные на основе опроса более 420 горожан в октябре-ноябре 2009 года.
Исследование проводится Управлением ежегодно, на протяжении нескольких лет. Результаты-2009 в очередной раз подчеркнули местные особенности, но революционных открытий не дали. Как рассказал агентству Expedition Media Дмитрий Алешко, начальник отдела анализа общественного мнения и социологических исследований Информационно-аналитического управления администрации Сургута, мониторинг не выявил резкой трансформации городского инфорпространства - количественные и качественные характеристики СМИ существенно не изменились, в том числе, несмотря на кризис.
Печатные СМИ
Топ-10 прессы, читаемой в Сургуте «регулярно, часто», составили (% опрошенных):
-
газета «Новый город» - 24,3
-
журнал «Телесемь Югра» - 23,9
-
журнал «Выбирай» - 16,2
-
газета «Сургутская трибуна» - 16,1
-
журнал «Женская гостиная» - 7,3
-
приложение к «Сургутской трибуне» «Мир спорта» - 7,1
-
журнал «Стольник» - 6,9
-
газета «Сургутские ведомости» - 6,3
-
журнал «Бизнес-Партнер» - 5,3
-
журнал «Приоритет» - 4
В списке лидеров за годы проведения мониторинга (2005-2009 гг.) значительных изменений не произошло, так же как и в предпочтениях горожан в тематике печатных материалов. Наиболее востребованными остаются:
-
программы ТВ
-
полезные советы
-
криминал, скандалы
-
городские, региональные новости, материалы о жизни горожан
-
статьи о медицине, здоровом образе жизни, народных способах лечения
-
информация бытового характера: цены на продукты питания, одежду, стройматериалы, о том, как можно сэкономить, где получить качественные услуги
-
юмор
-
реклама, объявления
-
психология, семья, воспитание детей
Мониторинг выявил некоторые тенденции в отношении пользования печатной продукцией в Сургуте:
- снижение интенсивности потребления информации печатных СМИ: в 2004 г. не читали прессу 11,3% участников опроса, в 2009-м - уже 24,7%;
- перераспределение читательских предпочтений: «аудитория в основной массе переходит в «режим» выборочного эпизодического чтения (в отличие, например, от чтения «от корки до корки», часто встречавшегося в середине прошлого столетия)»;
- постепенное формирование новой читательской аудитории подписных изданий. С одной стороны, активно растет процент горожан, вообще ни на что не подписывающихся (в опросе 2009 г. их 76,5%), с другой – появляется потребительская группа с объемами ежегодной подписки от 1000 руб. и выше.
Телевидение
В среднем каждый день жители Сургута тратят на просмотр телепередач от двух с половиной (в будни) до четырех часов (в выходные дни).
По интенсивности просмотров лидируют центральные каналы: «Первый», «Россия», НТВ. Наиболее активно в период проведения исследований (с 2006 г.) растет «смотримость» каналов «ТВЦентр» и «Рен-ТВ»: более 5% и 3% в год соответственно. Среди местных телекомпаний со значительным отрывом лидируют «СургутИнформТВ» и «СургутИнтерновости», передачи которых ежедневно смотрят 34,6% и 29,3% горожан.
Доверием публики пользуются новостные программы местного городского телевидения. В рейтинге доверия к информационным передачам лидируют программы «Новости Сургута» (ТК «СИТВ»), «Итоги недели» (ТК «СИТВ»), «В центре событий» (ТРК «СИН»), ТОН (ТРК «СИН»). Всего в рейтинге представлено 14 городских и региональных передач информационной направленности.
По каналам кабельного телевидения в Сургуте чаще всего смотрят: СТС, ТНТ-Сургут, СТС (ТРК СИН), 7ТВ, ТВ-3 (СТВ, СИН), НТВ+, Муз-ТВ, National Geographic, DISCOVERY, Fashion-TV, CNN (на английском языке). Наиболее активно растет популярность каналов 7-ТВ, «Домашний» и «РБК». Однако в целом все каналы кабельного телевидения имеют весьма низкие (по сравнению с центральными и городскими эфирными телеканалами) рейтинги.
Неоднозначно отношение сургутян к переходу на цифровое телевидение. 30,6% ждут положительных изменений, 21,7% - относятся отрицательно или нейтрально, 38,4% об этом процессе не думали, либо ничего о нем не знают. Основные опасения тех, кто настроен отрицательно: «неизвестно, смогут ли, например, пенсионеры, поменять свои телевизоры», «цифровые телевизоры дорогие, и программное обновление к ним – тоже», «не понятно как в этих условиях будет существовать местное телевидение».
Радио
Положительные тренды аналитики отмечают у сургутских радиостанций: диспозиция популярности станций в течение последних лет остается достаточно стабильной, радиовещание активно расширяет зону своего влияния.
Рейтинг радиостанций, вещающих в эфире Сургута (по признаку «интересно», % опрошенных):
-
Европа + Югра - 50,4
-
Русское радио - 49,0
-
Ретро-ФМ - 38,8
-
Радио 7 - 38,4
-
Авторадио-Сургут - 36
-
Радио Шансон - 34,5
-
Серебряный дождь - 25,1
-
Радио – Югра - 18,6
-
Радиопрограмма университет - 10,4
Рейтинг доверия к информации, получаемой по радио («доверяют», % опрошенных):
-
Европа + Югра - 37,3
-
Русское радио - 37
-
Авторадио-Сургут - 30,3
-
Радио 7 - 30,3
-
Ретро-ФМ - 27,9
-
Радио Шансон - 24,5
-
Серебряный дождь - 20,8
-
Радио – Югра - 14,4
-
Радиопрограмма университет - 7,6
Интернет
Значение Интернета как источника получения информации растет: с 2005 г. до 2009 г. количество горожан, выходящих в Сеть ежедневно, увеличилось с 7% до 28,2%, в то время как число не «включенных» в Интернет, уменьшилось более чем на 10%. «Сегодня основная аудитория пользуется Интернетом ежедневно или почти ежедневно, не-«охваченных» горожан осталось немногим более 1/3 (с тенденцией быстрого сокращения их числа)», - отмечается в исследовании.
Большинство опрошенных (65%) используют Сеть для получения разнообразной информации, 33,3% - для общения и знакомств, 23,8% - для игр, 21,9% - для скачивания музыки, фильмов, книг и т.п. Сравнительно небольшое число жителей Сургута применяют Интернет для дистанционного обучения, совершения покупок, заработка.
Соответственно потребностям выстраивается и рейтинг типов самых посещаемых ресурсов (% опрошенных):
-
музыка - 25,2
-
развлечения - 19,8
-
игры - 18,9
-
развлекательные чаты, форумы - 17,5
-
специализированные чаты и форумы - 16,8
-
MP3 - 16,1
-
отдых - 15,9
-
кино - 14,7
-
поисковые системы - 14,5
-
работа - 13,8
-
образование - 13,5
-
законы - 12,4
-
литература - 11,7
-
увлечения и хобби - 11,7
-
наука - 11,4
-
товары и услуги - 11,4
-
реклама - 10,5 и т.д.
х х х
Среди наиболее важных направлений развития городских СМИ сургутяне отметили: создание новых телепередач, повышение профессионализма и грамотности работников СМИ, повышение оперативности работы СМИ и качественного уровня (интеллектуального и культурного) медиапродукции.
Претензии, предъявляемые к качеству как федеральных, так и местных СМИ, в основном, схожи. Общая и, судя по цифрам опроса, главная - обилие рекламы. В то же время есть существенные отличия: «федеральным СМИ горожане адресуют более «тяжелые обвинения»: «умалчивания, ложь, фальсификации», «отсутствие серьезного анализа информации», «мало информации о наиболее важных событиях». Для местных же набор иной: «однообразие форм, стилей, жанров», «отсутствие обоснованной критики», «мало информации о наиболее важных событиях».
С годами объем претензий уменьшается, - констатируют исследователи. Однако предложения и пожелания, высказанные горожанами в адрес «четвертой власти», показывают, что СМИ есть куда расти. По мнению жителей Сургута, средствам массовой информации не хватает материалов о социальной защите населения, реформах ЖКХ, деятельности чиновников, ответов на вопросы граждан, юридических консультаций, а в целом – достоверной информации, правды и принципиальности.
Светлана Салтанова
© 2010 Expedition Media |